Объекты и субъекты государственного регулирования национальной экономики
Финансирование мероприятий для осуществления намеченных программ осуществляется целевым назначением на уровне государственной власти.
· Экономическое прогнозирование ни что иное, как предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз это тот самый базис, необходимый для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.
Задача состоит в том, чтобы учесть взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов, добиться, чтобы предвидение по-настоящему научным и достоверным.
Главная функция прогнозирования - формирование научных методов принятия управленческих решений в условиях рынка.
Цель прогнозирования определяется созданием научных методов, включающих:
· анализ развития экономики;
· вариантное предвидение будущего развития воспроизводства;
· оценку последствий принимаемых решений;
· обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются по Российской Федерации:
· по народнохозяйственным комплексам;
· по отраслям экономики;
· по регионам.
В современных российских условиях методы оценки роли государства и государственного регулирования сводится к двум направлениям.
. Государственное вмешательство ограничено методами финансово-кредитного регулирования, такими как, использование учетной ставки процента; изменение нормы объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса; применение налоговых ставок и т.д.
2. Активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Это направление усиливает регулирующие функции государства в переходной экономике.
В государственном регулировании процессов социально-экономического развития часто применяются методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др.
Государство использует меры прямого и косвенного воздействия на экономику.
. Прямые методы государственного регулирования непосредственно влияют на деятельность хозяйствующих субъектов, вынуждают их принимать не самостоятельные решения, а предписанные государством. Объектами прямого регулирования являются государственные предприятия, учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.
К методам прямого воздействия относятся: контроль над финансовыми операциями; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора.
. При применении косвенных методов государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно только создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты направлялись к вариантам, соответствующим целям государственной экономической политики.
Преимущество косвенных методов регулирования сводится к тому, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком является определенный временной лаг, реакция на них экономики и реальные изменения в хозяйственных результатах.
Административные методы основываются на силе государственной власти. Комплекс административных методов охватывает регулирующие действия и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятных для частного сектора.
Функциями административных методов являются:
· обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;
· защита конкурентной среды;
· гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений.
В странах с развитой экономикой административные методы регулирования в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях роль этих методов регулирования резко возрастает.
Другие статьи
Оценка кредитоспособности региона
За время рыночных реформ, происходящих вот уже второе
десятилетие в России, финансовая система развивалась с опережающими темпами, по
сравнению с развитием экономики в целом. Несмотря на возросший объем
инвестиционных ресурсов, их масштабы не достигли дореформенного уровня, ...