Оценка эффективности деятельности торговой организации и разработка направлений ее повышения (на примере ООО Инструментальный мир)
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых предприятием товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям их реализации, включающие такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д.
Актуальность исследования экономической эффективности деятельности предприятия определяется необходимостью обеспечить его устойчивое поступательное развития для достижения поставленной задачи ускоренного развития нашей страны. Преодолеть сложившуюся зависимость экономического положения страны от экспорта сырьевых ресурсов и импорта готовых высокотехнологичных изделий промышленного назначения и потребительских товаров можно только научившись выпускать отечественную высококачественную конкурентоспособную продукцию при неуклонном снижении затрат на её изготовление, т.е. постоянно повышая эффективность хозяйственной деятельности.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема эффективности хозяйственной деятельности у производителей практически не вставала. С развитием рыночного механизма данная проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей повышения эффективности деятельности. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции для закрепления его позиций на рынке в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности и получения максимальной прибыли.
Эффективности деятельности предприятий посвящено много литературы, имеется ряд серьезных исследований различных ее сторон. Однако эта проблема настолько сложна и многогранна, что многое еще предстоит обсудить. Более того, в сущности, еще не разработана теория эффективности общественного производства. А она явилась бы основой для разработки конкретных рекомендаций и практических предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию хозяйства.
В настоящее время большинство вопросов эффективности производства продолжают оставаться дискуссионными. Такое положение объясняется, в частности, и тем, что многие авторы пытаются одновременно исследовать широкий круг вопросов эффективности, вследствие чего ни один из них не получает надлежащего освещения.
Актуальность исследования и ее низкая проработанность в трудах современных авторов предопределили объект и предмет исследования, его цель и круг решаемых задач.
Объектом исследования является торговая организация ООО «Инструментальный мир».
Предметом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность торговой организации.
Целью исследования является оценка эффективности деятельности торговой организации и разработка направлений ее повышения. В соответствии с обозначенной целью в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
провести анализ эффективности деятельности организации;
- рассмотреть теоретические основы управления эффективностью деятельности организации;
на основании проведенного исследования разработать пути повышения эффективности деятельности организации.
Методологической и теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономической эффективности и статистических методов её исследования.
Аналитический раздел
Краткая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Инструментальный мир» расположено по адресу: 601901, г. Ковров, ул. Муромская 9-а. Основными направлениями деятельности предприятия являются:
специализированная розничная торговля прочими непродовольственными товарами;
розничная торговля садово-огородной техникой и инвентарем;
оптовая торговля прочими непродовольственными потребительскими товарами;
предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения.
ООО «Инструментальный мир» работает в области профессионального и бытового инструмента, техники для сада и леса. Основная задача компании - помочь людям разобраться в огромном потоке информации об оборудовании и выбрать действительно нужное. Компания стремится сделать так, чтобы ее покупатели получили максимальное удовольствие от посещения сети магазинов и общения со специалистами компании «Инструментальный мир». Компания всегда движется вперед вместе с запросами и предложениями клиентов и расширяет свои возможности.
Рисунок 1 - Филиальная сеть ООО «Инструментальный мир»
История ООО «Инструментальный мир» ведет свой отчет с 1994 года когда офицер в отставке Чайковский Виктор Всеволодович открыл поставку инструмента в Ковровские магазины. В 1999 году была открыта первая торговая точка в магазине «Радиотовары» на ул. Лопатина, 19. С 2000 г. расширяя свою деятельность, Чайковский В.В. открывает магазины в городах Вязники и Шуе, Муроме и Владимире (см. рисунок).
ООО «Инструментальный мир» относится к малому предприятию, т.к. среднесписочная численность его персонала не превышает 100 человек в год, а выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превысила 400 млн. руб.
Проведем анализ результатов деятельности ООО «Инструментальный мир», представленных в приложении 1 таблица 1. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечается рост товарооборота в действующих ценах на 11350,90 тыс. руб. или 17,97%, а в сопоставимых ценах на 5831,67 тыс. руб. или 9,23%. Это говорит о том, что причинами роста товарооборота в действующих ценах является не только повышение цен на товары, но и увеличение физического объема продаж. Также в 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечается увеличение суммы валового дохода на 5063,50 тыс. руб. и издержек обращения на 2687,78 тыс. руб. При этом их уровень к товарообороту снизился соответственно на 0,16% и 0,20%. В первом случае это связано с изменением ценовой политики предприятия, с увеличением доли продаж товаров по дисконтным картам с предоставлением скидки. Во втором случае снижение уровня свидетельствует о более эффективном формировании издержек обращения.
Положительным элементом в формировании показателей предприятия является увеличение суммы прибыли от реализации на 2375,73 тыс. руб. и ее уровня к товарообороту на 0,15%, а также прибыли до налогообложения по сумме на 2357,65 тыс. руб. и ее уровня на 0,14%.
Остались неизменными такие показатели деятельности предприятия, как среднесписочная численность работников, численность торгово-оперативных работников и размера торговой площади. Поэтому рост товарооборота в действующих ценах привел к увеличению товарооборота на 1 среднесписочного работника на 315,30 тыс. руб., 1 торгово-оперативного работника на 472,96 тыс. руб. и на 1 кв. м. торговой площади на 26,25 тыс. руб.
Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Инструментальный мир» также показывает, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечается рост суммы товарооборота на 22046,40 тыс. руб. в действующих ценах и на 17997,23 тыс. руб. в сопоставимых ценах. Темпы роста товарооборота составляют соответственно 129,59% и 126,09%. Это позволяет говорить о том, что основной причиной роста товарооборота в действующих ценах является увеличение объема проданных товаров в то время, как рост цен (на 11%) привел к менее значительному росту товарооборота в 2010 г. по сравнению с 2009 г.
Сумма валового дохода, полученного от реализации товаров, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 9843,50 тыс. руб. Однако некоторое изменение ценовой политики привело к снижению среднего уровня валового дохода по отношению к товарообороту с 45,53% в 2009 г. до 45,32% в 2010 г., т.е. на 0,20%. Увеличение объема реализации товаров также привело к росту суммы издержек обращения на 5557,00 тыс. руб. Однако положительным моментом в работе предприятия в 2010 г. по сравнению с 2009 г. можно назвать снижение среднего уровня издержек обращения по отношению к товарообороту на 0,05%, что означает, прежде всего, экономию расходов на осуществление торговой деятельности.
В целом в результате деятельности предприятия сумма прибыли от реализации товаров увеличилась на 4286,50 тыс. руб., однако о некотором снижении эффективности деятельности предприятия свидетельствует снижение среднего уровня прибыли от реализации товаров по отношению к товарообороту на 0,15%.
Также в течение 2010 г. отмечается увеличение суммы прочих доходов на 2,80 тыс. руб. и прочих расходов на 22,80 тыс. руб. В общем, в результате деятельности торгового предприятия «Инструментальный мир» размер полученной прибыли увеличился на 4266,50 тыс. руб., при этом произошло незначительное снижение уровня прибыли до налогообложения по отношению к товарообороту на 0,15%, что свидетельствует о незначительном снижении эффективности деятельности предприятия.
Среднесписочная численность работников в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 2 человека и составляет 38 человек. Численность торгово-оперативных работников осталась неизменной на уровне 12 человек. В результате этого рост товарооборота привел к росту производительности труда 1 среднесписочного работника на 471,24 тыс. руб. и на 1 торгово-оперативного работника на 918,60 тыс. руб.
Также в 2010 г. осталась неизменной торговая площадь магазина - 432,4 м2, поэтому рост товарооборота в целом по предприятию привел к росту товарооборота на 1 м2 торговой площади на 50,99 тыс. руб., что означает прежде всего повышение эффективности использования материально-технической базы предприятия.
Размер среднегодовой стоимости основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 333 тыс. руб. или 2,03%, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. - на 533 тыс. руб. или 3,30%. Увеличение товарооборота более высокими темпами по сравнению с ростом размера основных фондов привело к повышению эффективности их использования, что выражается в увеличении показателя фондоотдачи соответственно на 0,60 руб. и 1,13 руб. и снижении показателя фондооснащенности на 0,04 руб. и 0,05 руб. Также о повышении эффективности использования основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. говорит рост показателя фондовооруженности на 9,25 тыс. руб. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. этот показатель снизился на 9,93 тыс. руб.
Увеличение объема товарооборота обусловило рост размера оборотных средств на 429,13 тыс. руб. в 2009 г. о сравнению с 2008 г. и на 882,25 тыс. руб. в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Увеличение реализации товаров также привело к росту размера фонда заработной платы на 794,88 тыс. руб. или 19,43% в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и на 1051,20 тыс. руб. или 21,51% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. При этом размер среднегодовой заработной платы увеличился соответственно на 22,08 тыс. руб. и 20,52 тыс. руб.
Необходимо учесть, что более устойчивые темпы роста эффективности хозяйственной деятельности предприятия будут обеспечены, в том случае, если исходные показатели будут возрастать в следующей последовательности:
Iп > Iт > Iио > Is > Iч (1)
Где: Iп - индекс роста прибыли;
Iт- индекс роста товарооборота;
Iио - индекс роста издержек обращения;
Is - индекс роста торговой площади,
Iч- индекс роста численности
По данным за 2009 г. соотношение этих показателей составляет
,1880 > 1,1797 > 1,1653 > 1,0000 = 1,0000
а за 2010 г.
Iп > Iт > Iио > Is > Iч
,2863 > 1,2959 > 1,2933> 1,0000 < 1,0556
Таким образом, необходимое соотношение показателей, обеспечивающих устойчивое эффективное функционирование предприятия, в компании не соблюдается.
- Анализ динамики реализованной продукции организации
- Анализ затрат организации
- Анализ ассортимента реализованной продукции
- Оценка конкурентоспособности организации
- Особенности деятельности торгового предприятия
- Факторы, влияющие на эффективность работы предприятия
- Основные направления повышения эффективности деятельности торгового предприятия
- Мероприятия по созданию электронной торговли
- Мероприятия направленные на диверсификацию деятельности
- Мероприятия по совершенствованию рекламной политики
- Мероприятия по совершенствованию системы планирования
- Расчет экономического эффекта
Другие статьи
Планирование и организация работы и заработной платы на примере ЗАО Укрросметалл
Производственная практика проводится с целью закрепление полученных
теоретических знаний по экономике, организации, планированию и управлению
деятельностью предприятия.
Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической
деятельностью на конкретных рабочих мес ...