История развития институционализма

В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя антитрестовской политике собственной страны, обрели статус лидеров концепций социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным, или просто институционализмом. бельгийские железные дороги

Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Понятие институционализма ввел Уилтон Гамильтон (1918 г.). Институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

Институционализм в своем развитии прошел три этапа:

Первый этап - 20-30-е г. ХХ в. Его родоначальниками явились Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчел.

Второй этап - послевоенный этап до середины 70-х гг. ХХ в. Его представителями являются Джон Морис Кларк, Дж. Гэлбрейт. Представители этого этапа, изучая демографические проблемы, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения, сосредоточили свое внимание на констатации социально-экономических противоречий капитализма и на выдвижении предложений по осуществлению реформ рузвельтовского “нового курса”.

Третий этап - с 70-х годов. Он вошел в историю экономической мысли как неоинституционализм. Его представителями являются американские экономисты Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1991 г. за “Исследования по проблемам транскакционных издержек и прав собственности”, Дж. Бьюкенен, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1986 г. за “анализ финансовой политики”, а также шведский экономист Г. Мюрдаль, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 г. за “исследования по теории денег, конъюкторных колебаний”.

Основоположником институционализма по праву считается Торстейн Веблен (1856-1929), выходец из семьи норвежского крестьянина-эмигранта из штата Висконсин. Основной труд Веблена называется «Теория праздного класса» (1899). В нем автор развивал взгляды на современную ему экономику и социальное поведение, которые резко отличались от общепринятых в то время. В работах, написанных в годы первой мировой войны и после нее, - "Инстинкт мастерства и состояние промышленных умений" (1914), "Место науки в современной цивилизации" (1919), "Инженеры и система цен" (1921) - Веблен рассматривал важные проблемы научно-технического прогресса, акцентируя внимание на роли "технократов" (инженеров, ученых, менеджеров) в создании рациональной промышленной системы. Именно с ними он связывал будущее капитализма.

Веблен категорически выступал против того, что экономическая теория должна быть только наукой о ценах и рынках. Он считал, что ее предметом является человеческая деятельность во всех ее проявлениях и она должна заниматься отношениями людей друг к другу. В отличие от неоклассиков, Веблен был убежден - человек не счетная установка, мгновенно оценивающая полезность того или иного блага, с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Экономическое поведение человека носит более сложный, иногда даже иррациональный характер. На человека огромное влияние оказывает общественная психология: инстинкт подражания, инстинкт самосохранения, склонность к соперничеству, праздному любопытству и т. п. Огромную роль в системе Веблена играет такая психологическая категория, как «завистливое сравнение». При помощи этой категории он объясняет такие экономические явления, как приверженность к престижному потреблению и накоплению капитала.

Экономическая и социальная структура общества, утверждал Веблен, способствует тому, что предприниматели эксплуатируют худшие черты человеческой психологии. Дело в том, что основой экономики стали крупные предприятия. Они проводят определенную рыночную стратегию: поднимают цены, формируют спрос с помощью рекламы, воздействуют на распределение и использование экономических ресурсов в своих интересах. Жажда прибыли толкает предпринимателей на беспринципные поступки. Они стремятся устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров, создать еще более крупные предприятия, отделить владельцев американских компаний (акционеров) от людей, управляющих ими (менеджеров).

Отсюда следовал вывод, что потребитель вовсе не является «королем» рынка, требующим и получающим лучшие товары и услуги по самым низким ценам. Веблен доказывал, что потребители, сами того не подозревая, подвергаются различным видам общественного и психологического воздействия, которое заставляет их принимать решения, выгодные крупным предприятиям, монополизировавшим рынок.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Оценка кредитоспособности региона
За время рыночных реформ, происходящих вот уже второе десятилетие в России, финансовая система развивалась с опережающими темпами, по сравнению с развитием экономики в целом. Несмотря на возросший объем инвестиционных ресурсов, их масштабы не достигли дореформенного уровня, ...