Проблемы сырьевой направленности российского экспорта

С критикой подобных позиций неоднократно выступал известный политолог Леонид Радзиховский. Он приводит такие параллели: «Если мы возьмем 500 крупнейших компаний мира, то среди 37 нефтегазовых концернов оказывается 3 российских. Но российских фирм вообще нет в числе основных компаний, производящих биотехнологии, компьютеры, ИТ-оборудование, программное обеспечение. Россия всегда гордилась сильнейшей математической школой: из 43 живущих в мире лауреатов Филдсовской медали (аналог Нобелевской премии для математиков) восемь - из России. Великолепный результат, сильнее только США. Но шесть из них работают в США, один - во Франции и только «петербургский затворник» Перельман - в России. Да, слов нет - у нас богатые природно-интеллектуальные ресурсы. И мы их безвозмездно экспортируем - как в обогащенном образованием, так и в «сыром» виде (утечки генофонда)». Все разговоры о вероятности динамичного перехода от сырьевой экономики к экономике знаний Радзиховский называет банальными и популистскими.

Но так же бытует и другое мнение:

Директор по консалтингу CITY Consulting Group Сергей Колесников убежден в преждевременности «антисырьевых» устремлений. Теоретически российской экономике, безусловно, они пошли бы во благо. Но на практике выясняется, что основной помехой на пути этих процессов является сама структура государственного управления в стране. Колесников отмечает: «При последовательной политике, направленной на развитие бизнеса, ситуация могла бы измениться. Для этого представители власти должны оказывать помощь в получении кредитов, снять административные барьеры и прекратить вымогательство под видом проверок. То, что даже президент не в состоянии изменить ситуацию и вынужден обращаться с просьбой о помощи к обществу, - очень о многом говорит».

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другие статьи

Несовершенная конкуренция
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся ...