Проблемы сырьевой направленности российского экспорта
Сырьевую экономику называли проклятьем России. Наделенная уникальными природными ресурсами страна за многовековую историю так и не научилась грамотно ими распоряжаться. Еще в СССР сложились традиции массового минерально-сырьевого экспорта. Та же направленность сохранилась и в хозяйственной практике современной России: до одной трети ВВП составляют «сырьевые» деньги. Между тем с каждым годом падает коэффициент извлечения нефти, накапливается дефицит добычи всех остальных полезных ископаемых.
Дмитрий Медведев объявил сырьевую ориентацию экономики страны «запущенным социальным недугом», который необходимо искоренить в кратчайшие сроки. Медведев считает, что лучшей терапией в данном случае станет политика модернизации: если страна встанет на высокотехнологичный путь развития, то с порочной привычкой выживать за счет экспорта полезных ископаемых будет покончено. Однако, не все аналитики разделяют его оптимизм. А те, кто разделяет, все же делают предупреждения: сырьевая экономика - это не арена для «маленькой победоносной войны». Ломать ее, по всей вероятности, окажется ничуть не легче, чем строить.
Минеральные ресурсы в России представляют собой важнейший фактор формирования бюджета и благополучия населения страны, а использование современных механизмов государственного регулирования и инновационных технологий в воспроизводстве и освоении минерально-сырьевой базы (МСБ) обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики.
Решающую роль в богатстве недр играют горючие полезные ископаемые, в первую очередь - углеводородное сырье. Твердые металлические и неметаллические полезные ископаемые занимают в стоимостной оценке минерально-сырьевого потенциала около 10%.
В «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» (далее «ЭС-2030») дается крайне оптимистический сценарий развития отраслей топливно-энергетического комплекса:
) выход из кризиса и формирование основ новой экономики до 2013-2015 гг.;
) переход к инновационному развитию и формированию инфраструктуры новой экономики до 2020-2022 гг.;
) развитие инновационной экономики до 2030г.
В документе не вполне учитывается тяжелое положение ресурсной базы комплекса, отсутствие инновационных технологий в добывающих, и особенно в перерабатывающих отраслях ТЭК - то, что, в конечном счете, ведет к усилению сырьевой направленности экспорта продукции отраслей ТЭК, наносящей огромный ущерб экономике страны.
Россия обладает значительными ресурсами нефти. Но начальные запасы нефти уже выработаны более чем на 50%, в европейской части - на 65%, в том числе, в Урало-Поволжье - более чем на 70%. Степень выработанности запасов крупных месторождений приближается к 60%.
Несмотря на такие объемы выработанности и резкое снижение объемов разведочных работ, в «ЭС-2030» предусмотрено наращивание объемов добычи уже на первом этапе. В России, располагающей колоссальными потенциальными запасами нефти, за последние годы наметилась устойчивая тенденция падения объемов ее добычи.
Практически все разрабатываемые месторождения нефти были открыты в дореформенный период и находятся в стадии падающей добычи. Это коснулось месторождений Западной Сибири, основного региона добычи нефти и газа. Массовое применение там метода заводнения привело к преждевременному их обводнению. Так, на некоторых месторождениях обводненность скважин доходит до 90% против 82% в среднем по России. Это автоматически ведет к снижению извлекаемых запасов нефти на уже разведанных месторождениях.
Чтобы обеспечить наращивание добычи, в «ЭС-2030» намечено увеличить запасы нефти на 14 млрд. т, в том числе в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на 1.8 млрд. т к 2020 г. и до 3.0 млрд. к 2030 г, что означает ежегодный прирост на 600-700 млн. т.
В течение почти 20 последних лет в разработку введены несколько небольших месторождений и лишь одно достаточно крупное - Ванкорское в Западной Сибири с запасами нефти около 400 млн. т.
Таким образом, российские недра изучены менее чем наполовину, прирост запасов нефти и газа не компенсирует их добычу, идет процесс срабатывания остаточных запасов. Необходимо создать управленческую структуру в этой отрасли.
В «ЭС-2030» поставлена задача путем ввода новых и модернизации действующих мощностей нефтепереработки довести глубину переработки нефти к 2030г. до 89-90%, то есть до уровня, достигнутого на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) США. Реконструкция и модернизация НПЗ будет ориентирована на опережающее развитие таких технологических комплексов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, производство битумов и др., а также на внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлива для реактивных двигателей, изомеризации и алкилирования.
Другие статьи
Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес
экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и
останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты,
прочно занимающие монополистическое место в производстве.
К монопол ...