Инвестиционное обеспечение экономического роста

Очевидно, отечественный товаропроизводитель вправе ждать от государства более активной инвестиционной политики, направленной на развитие новой экономики. Государство должно либо резко активизировать свое участие в формировании нового производственного базиса страны, либо создать действенные институты, принуждающие национальный (а еще лучше и иностранный) капитал строить новую экономику. Настало время для того, чтобы определиться со стратегией, способной реализовать национальные приоритеты.

К сожалению, сейчас в России сложилась нерациональная экономическая система, которая блокирует опережающие НИР и ОКР, способствует ликвидации как самих наукоемких разработок, так и базы создания передовых технологий, передовых технических решений. Секторы так называемой информационной экономики находятся в зародышевом состоянии, а по отдельным направлениям НИОКР здесь просто невозможны. На базе подобной системы России отводится ниша поставщика сырья. Как следствие, поддерживаемая «техническая» инфраструктура в итоге нужна лишь для того, чтобы поддерживать добычу, транспортировку, хранение сырья и его компонентов, энергоносителей и т.д. Сказанное относится и к ядерной энергетике.

Из-за системной отсталости сохраняется также организационная и технологическая. Сейчас российская промышленность в лучшем случае использует специальное технологическое оборудование конца 1980-х - начала 1990-х гг. Параметры, его функции и технический уровень не отвечают современным требованиями создания новой техники и приборов. Дальнейшая эксплуатация такого оборудования только увеличивает отставание в развитии российской промышленности.

В последние годы главным способом модернизации остается частичная переделка базовых конструкций прошлого с заменой либо системы управления, либо элементной базы на импортные комплектующие, а иногда - при наличии финансовых ресурсов - закупка иностранного оборудования, что также только углубляет деградацию отечественного сектора НИОКР и производства. Усиливает этот эффект покупка «бывшего в употреблении оборудования» или старых его модификаций - по импорту.

Частные инвесторы не заинтересованы решать задачи развития отечественного машиностроения и сектора НИОКР. Они ориентируются на краткосрочные результаты, что концептуально противоречит задачам развития подобных видов производств и форм деятельности.

Формируемые государством условия хозяйствования настроены на то, чтобы экономические агенты кредитовали государство. В частности, налог на прибыль фактически платится предприятиями авансом согласно их представлению о получаемой прибыли (прогнозу), а если обнаруживается излишек, то он учитывается в следующем платеже. Однако при получении большей прибыли платится неустойка (пеня). В итоге невыгодно показывать большую прибыль, и предприятия благодаря такой системе либо кредитуют государство, либо просто скрывают прибыль.

В связи с этим многие экономисты предлагают, увеличение доли невещественного капитала в национальном богатстве ускоряет экономический рост. Основой невещественного капитала является информация.

Невещественный капитал составляет более 80% в национальном богатстве ведущих стран. Максимальным уровнем богатства и экономического развития обладают экономики, производящие инновационные товары на основе нового знания, наукоемких отраслей. Уровень развития страны определяется не столько большими природными ресурсами, сколько накопленными запасами невещественного капитала, степенью развития экономики на основе информационных технологий, непрерывных инноваций. Невещественные активы

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи

Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО Дизель Дон Сервис
Для современной экономики России характерна нестабильность, неопределенность в поведении покупателей, конкурентов, поставщиков, государственных органов. Эта неопределенность порождена переживаемой фазой циклического развития систем, когда развитие, осуществляемое по известны ...