Инвестиционное обеспечение экономического роста
Структура инвестиций в основной капитал. Лидер в «потреблении» инвестиций - транспорт и связь: здесь потребляется более одной пятой всех инвестиций в основной капитал.
На втором месте - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17% инвестиций). Третье и четвертое места делят обрабатывающая и добывающая промышленность, доли их во времени почти не меняются. Обращает на себя внимание, что основная доля инвестиций в добывающей промышленности приходится на ТЭК (13%). Инвестиции в добычу всех остальных полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, невелики (1, 3%). Растут доли в совокупных инвестициях сельского хозяйства (2249 млрд в 2010 г.), образования (с 1, 8 до 2, 0%), снижается доля строительства (5861 млрд в 2010 г.).
Сохраняется стабильной доля обрабатывающей промышленности в совокупных инвестициях. Относительно снижается доля пищевой и легкой промышленности, целлюлозно-бумажного производства и полиграфической деятельности, растет доля производства резиновых и пластмассовых изделий, неметаллических минеральных продуктов. Слабо наращиваются относительные инвестиции в машиностроение, зато снижаются в производство как автомобилей, так и летательных и космических аппаратов. Неожиданными могут показаться и довольно низкие темпы роста инвестиций в производство электрического, электронного и оптического оборудования.
Стало быть, в целом российская экономика воспроизводит сложившуюся свою структуру без явных сдвигов в сторону как добывающих, так и обрабатывающих производств, доли которых в совокупных инвестициях практически равны.
Более детальное рассмотрение структуры инвестиций в основной капитал показывает еще более тревожное положение. Инвестиции в производство машин и оборудование в 14 раз меньше, чем в добычу топливно-энергетических ископаемых, выпуск электрического, электронного и оптического оборудования - в 26, судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств - в 32 раза.
Таким образом, реальные приоритеты развития страны расходятся с декларируемыми - это воспроизводство структуры экономики с доминирующим производством топливно-энергетических ресурсов, более или менее заметной металлургией и производством пищевых продуктов, а также со вполне символическим производством сложной технической продукции. Неудивительно, что при такой модели развития сколько-нибудь выраженного смещения инвестиционной активности в сторону производства продукции с высокой добавленной стоимостью за последние пять-семь лет не наблюдается.
Развитая инфраструктура необходима не только для новой, но и для традиционной экономики. Высокие затраты на создание адекватной современным потребностям транспортной и информационной инфраструктуры, конечно, не противоречат логике создания новой экономики, но направлены они все же в первую очередь на обеспечение потребностей традиционной экономики.
Этот тезис можно было бы оспорить, если бы параллельно росту инвестиций в транспорт и связь столь же успешно росли затраты на науку и научные исследования, образование, здравоохранение. Но ничего подобного не происходит, точнее инвестиции в рассмотренные отрасли растут, но доля их в инвестиционном «портфеле» практически не меняется. Действительно, для успешного воспроизводства сырьевой экономики не требуется ни выдающихся достижений в науке и технике, ни в образовании. Поэтому задача наращивания достижений научно-технического прогресса на уровне решений о распределении средств и не ставится. Более того, если судить по официальным прогнозам, эта задача не ставилась на перспективу и до кризиса. Заставит ли кризис пересмотреть сформировавшиеся приоритеты развития - вопрос открытый.
Другие статьи
Оценка финансово-экономической деятельности предприятия
В
современных условиях хозяйствования формируются высокие требования к оценке
финансово-экономической деятельности предприятия, поскольку именно оно создает
конкретные экономические блага, которые становятся основой национального
богатства.
Экономическому
анализу всегда ...