Перспективы развития государственного монополизма в РФ
В России может появиться алкогольная госмонополия. В Госдуму внесен законопроект, который позволяет властям субъектов создавать госкомпании с исключительным правом на продажу алкоголя. Идея взята из опыта Российской империи ХIХ века. Документ позволит сократить оборот теневой продукции, уверяют авторы. О свободной конкуренции придется забыть, добавляют эксперты.
Законопроект, дающий субъектам Российской Федерации право создавать на своей территории госкомпании с исключительными правами на продажу алкоголя (за исключением организаций общественного питания), находится на рассмотрении в Госдуме, сообщается в официальной информации нижней палаты парламента.
Автор поправок в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - член Совета федерации Владимир Гусев. "Проект федерального закона вносится в целях исключения теневого оборота алкогольной продукции (достигающего в настоящее время 50% рынка), регулирования цен на алкогольную продукцию, контроля за качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции, обеспечения недискриминационного доступа производителей в магазины", - говорится в пояснительной записке к документу. Также, по мнению автора, реализация идеи приведет "к серьезному увеличению поступлений в государственный бюджет".
За образец проекта была взята государственная питейная монополия, существовавшая в Российской империи в конце XIX века, а также госмонополия в советское время и международный опыт. "В Швеции за 30 лет государственной монополии на розничную продажу алкогольной продукции структура потребления населением алкоголя изменилась в лучшую сторону, при этом доля алкоголя, потребляемая в виде крепких спиртных напитков, снизилась с 60% до 25%", - гласит пояснительная записка.
Сенатор Гусев уже второй раз выступает с подобной инициативой - аналогичные предложения звучали летом 2006 года. Тогда они ставили целью вернуть регионам деньги, потерянные в результате вступления в силу с января 2006 года поправок в алкогольное законодательство. Эти поправки лишили власти субъектов права выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Но тогда эта идея не прошла.
Новая попытка вернуться к старым принципам регулирования алкогольного рынка также не вызывает энтузиазма у экспертов, поскольку грозит региональным сепаратизмом.
"Это даст регионам эффективный инструмент для препятствования ввозу продукции из других регионов. Российский алкогольный рынок в итоге распадется на удельные княжества", - предостерегает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Поэтому в таком решении не заинтересованы общефедеральные игроки.
Да и региональные производители не почувствуют улучшения ситуации, полагает Добров. "Любой товар должен иметь одинаковые права на распространение во всех регионах. Если в какой-либо области более предпочтителен только один товар - это уже не свободная конкуренция. Мы надеемся, что ни правительство, ни Госдума не поддержат такой законопроект", - говорит он.
Другие статьи
Персонал предприятия, его классификация и структура. Кадровая политика предприятия. Сравнительная характеристика типов производства
В условиях формирования и развития
рыночных отношений предприятие - главный структурообразующий элемент экономики.
Здесь в производственном процессе «соединяются» трудовые, материальные и
финансовые ресурсы с целью изготовления разнообразной продукции и
предоставления услуг ...