Теоретические основы экономического стимулирования внедрения новой техники и технологии
При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.
Задачи комплексного совершенствования техники и организации производства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться.
Если для реализации на предприятии законченных научно-технических разработок, новых или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект. Он обосновывается так же как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность - учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.
Инновационная деятельность позволяет реализовать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыли. /2 с.276/
Н.А. Сафронов выделяет факторы, определяющие значимость инновационной деятельности:
7необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;
8изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
9совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, т.е. давление спроса;
10активизация конкурентов;
11конъюнктурные колебания;
12структурные отраслевые изменения;
13появление новых дешёвых ресурсов, расширение рынка факторов производства, т.е. давление предложения;
14стремление увеличить объёмы продаж;
15расширение доли рынка, переход на новые рынки;
16улучшение конкурентоспособности фирмы;
17экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
18максимизация прибыли в долгосрочном периоде. /1 с.430/
В инновационной деятельности можно выделить следующие основные виды: инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса; переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; маркетинг новых продуктов; приобретение неовеществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением инноваций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления.
Основными формами организации инновационной деятельности в настоящее время являются:
научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур;
временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения определенных крупных и оригинальных научно-технических проблем;
государственные научные центры;
различные формы технопарковых структур: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технополисы.
Другие статьи
Оборотные средства гостиничного хозяйства. Пути повышения эффективности их использования
Анализ оборотных средств направлен на выявление возможностей повышения
эффективности работы предприятия гостеприимства за счет более рационального их
использования, ускорения оборачиваемости, установления экономически
обоснованных норм запасов, оперативного и умелого маневри ...