Теоретические основы экономического стимулирования внедрения новой техники и технологии
Внедрение новой техники и технологии другими словами это инновационная деятельность предприятия. Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Существует множество определений инновационной деятельности. Это связано со сложностью данного явления и процесса. Н.А. Сафронов даёт следующее понятие инновационной деятельности: инновационная деятельность есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. /1 с.425/
Дж. Брайт, поддерживает точку зрения, согласно которой инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство как непременное условие инновационной деятельности, выход на рынок и достижение коммерческого успеха. /2 с.271/
Инновации очень разнообразны и их можно классифицировать по ряду признаков.
По содержанию:
· Производственные (технические) - включают в себя новые виды сырья, оборудования, материалов и т.д.;
· Управленческие - включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товара на рынок;
· Информационные - включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
· Социальные - охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т.д.
По уровню новизны:
· Базисные инновации - реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники;
· Улучшающие инновации - направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития;
· Псевдоинновации - приводят к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.
По месту использования:
· В производственной сфере - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.;
· В непроизводственной сфере - в образовании, науке и т.д.
По масштабам применения:
· Единичные;
· Массовые. /2 c.273/
У всех инноваций есть свой жизненный цикл, который состоит из отдельных этапов:
1выход на рынок (зарождение) - сопровождающееся выполнением необходимого объёма научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
2рост - промышленное освоение;
3 зрелость - стадия серийного или массового производства и увеличение объёма продаж;
4насыщение рынка - максимальный объём производства и максимальный объём продаж;
5 упадок - свёртывание производства;
6 уход с рынка.
У каждой инновации прохождение того или иного этапа занимает разное количество времени. Что для одной инновации этап роста может занять 1 месяц, то для другой это может быть и 1 год. Предприятиям, создающим инновации нужно учитывать большое количество факторов, для того, что жизненный цикл новшества продлился как можно дольше и принес хорошую прибыль.
Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.
Другие статьи
Экономический анализ деятельности предприятия ООО ИКЕА Дом
Я проходила практику в ООО "ИКЕА ДОМ"
Казань.
Объектом исследования является сеть магазинов IKEA.
Предметом исследования является: экономический
анализ деятельности предприятия в современных условиях его развития.
Целью прохождения практики по технологии
о ...