Теоретические основы экономического стимулирования внедрения новой техники и технологии

Внедрение новой техники и технологии другими словами это инновационная деятельность предприятия. Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Существует множество определений инновационной деятельности. Это связано со сложностью данного явления и процесса. Н.А. Сафронов даёт следующее понятие инновационной деятельности: инновационная деятельность есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. /1 с.425/

Дж. Брайт, поддерживает точку зрения, согласно которой инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство как непременное условие инновационной деятельности, выход на рынок и достижение коммерческого успеха. /2 с.271/

Инновации очень разнообразны и их можно классифицировать по ряду признаков.

По содержанию:

· Производственные (технические) - включают в себя новые виды сырья, оборудования, материалов и т.д.;

· Управленческие - включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товара на рынок;

· Информационные - включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;

· Социальные - охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т.д.

По уровню новизны:

· Базисные инновации - реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники;

· Улучшающие инновации - направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития;

· Псевдоинновации - приводят к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.

По месту использования:

· В производственной сфере - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.;

· В непроизводственной сфере - в образовании, науке и т.д.

По масштабам применения:

· Единичные;

· Массовые. /2 c.273/

У всех инноваций есть свой жизненный цикл, который состоит из отдельных этапов:

1выход на рынок (зарождение) - сопровождающееся выполнением необходимого объёма научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

2рост - промышленное освоение;

3 зрелость - стадия серийного или массового производства и увеличение объёма продаж;

4насыщение рынка - максимальный объём производства и максимальный объём продаж;

5 упадок - свёртывание производства;

6 уход с рынка.

У каждой инновации прохождение того или иного этапа занимает разное количество времени. Что для одной инновации этап роста может занять 1 месяц, то для другой это может быть и 1 год. Предприятиям, создающим инновации нужно учитывать большое количество факторов, для того, что жизненный цикл новшества продлился как можно дольше и принес хорошую прибыль.

Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Экономический анализ деятельности предприятия ООО ИКЕА Дом
Я проходила практику в ООО "ИКЕА ДОМ" Казань. Объектом исследования является сеть магазинов IKEA. Предметом исследования является: экономический анализ деятельности предприятия в современных условиях его развития. Целью прохождения практики по технологии о ...