Совершенствование маркетинга и сбытовой деятельности
Выстраивая свою маркетинговую стратегию, предприятие СП «Фрост и К», прежде всего, должно ориентироваться на рынок.
Рынок безалкогольных напитков условно подразделяется на несколько категорий: сладкие газированные и негазированные напитки и питьевые воды, минеральные воды, пиво и соки. Согласно статистическим сборникам Белстата, в Республике Беларусь наибольшую долю в структуре рынка занимают безалкогольные напитки, включающие питьевые воды, и пиво.
Распределение структуры рынка напитков по долям в 2011 году представлено на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 - Структура рынка напитков в Республике Беларусь
В настоящий момент происходит уменьшение доли реализации минеральных вод в общем объеме потребления напитков, соков и пива. Этот процесс связан с увеличением общего объема потребления напитков, и значительного увеличения потребления безалкогольных напитков, соков и пива, темпы которых значительно выше роста объема потребления минеральных вод. Увеличение потребительского спроса на рынке соков и напитков связано, прежде всего, с повышением покупательской способности населения. Однако есть еще одно важное обстоятельство - возрастающий интерес потребителя к экологически чистым продуктам. Спрос на соковую продукцию, предположительно будет расти за счет потребности нейтрализовать воздействие вредных факторов жизни в крупных городах, а также пополнить недостаток витаминов в организме. На рынке безалкогольных напитков отмечаются сезонные колебания: емкость рынка в летний период увеличивается в среднем в 1,5-2 раза по сравнению с зимой. Объем реализации, в частности, минеральных, питьевых вод и безалкогольных напитков сильно зависит от погодных условий. Производством минеральной и питьевой воды в Беларуси занимаются более 60 компаний местного и республиканского значения. Прирост объемов реализации минеральных вод в Беларуси достиг 4,32% в 2011 году по отношению к 2010 году. Питьевых вод и безалкогольных напитков - 10%. На рынке минеральных и питьевых вод уже определились наиболее важные игроки, которые контролируют около 90% рынка и задают основные направления в развитии рынка. Эти компании и их доли рынка, представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Рынок безалкогольных напитков Беларуси в 2011 году
Производитель |
Доля рынка, % |
ЗАО «МЗБН» |
29,4 |
УЧП «Дарида» |
26,7 |
СП «Фрост и К» ООО |
16,1 |
ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» |
11,8 |
ООО «Завод «Вейнянский родник» |
1,9 |
СП ООО «АкваТрайпл» |
1,8 |
СП «Санта Импэкс» |
1,6 |
ИТОГО: |
89,3 |
Наглядно доли рынка представлены на рис. 3.3.
Рисунок 3.3 - Доля рынка безалкогольных напитков в Беларуси
Наибольшую долю, как показывают данные, занимает ЗАО «МЗБН».
Предприятие «Фрост и К» должно помнить, что, например, на рынке минеральной и природной питьевой воды безоговорочно главенствуют транснациональные компании. Только две такие транснациональные марки, как Aqua Minеrale (Pepsico) и Bonaqua (Сoca-Cola), благодаря отличной дистрибуции и гигантскому рекламному бюджету занимают вместе взятые почти половину рынка питьевой воды.
Международные производители усиливают свои позиции на рынке. Запущены новые обогащенные витаминами продукты Aqua Minerale Life и BonAqua Plus, которые формируют новую нишу на рынке питьевой воды. Появление этих продуктов следует за последними глобальными тенденциями рынка, обусловленными стремлением потребителей к здоровому образу жизни.
Отмечаются две наиболее явные причины такого стремительного развития. С ростом благосостояния люди начинают задумываться о качестве потребляемых напитков. И вторая - в популяризации крупными игроками употребления бутилированной воды, то есть она становится «модным» продуктом.
Среди существующих тенденций можно отметить большее потребление слабогазированных минеральных вод и появление питьевой и минеральной воды с вкусовыми или ароматическими добавками. Доля воды с добавками составляет около 10% от общего объема.
Другие статьи
Особенности реформирования отечественной экономики и экономический кризис 80-90-х годов ХХ века
Историческая реальность сложна и представляет собой целостный комплекс
разнообразных явлений, событий и фактов (военных, культурных, социальных,
политических, экономических.) Все они, конечно, связаны между собой. Но историю
любой страны можно оценивать и как череду событий, ...