Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы

конкурентоспособность хозяйствование экономический

Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает определение факторов, которые влияют на отношения покупателей к фирме и ее продукции и как результат - смена части рынка фирмы. Все факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние (рис 1.1).

Фирмы, предают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценивания реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мероприятий и средств, за счет которых фирма могла повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетинговых исследований для оценивания конкурентоспособности используют количественные показатели, которые свидетельствуют о степени стабильности фирмы, способности выпускать продукцию в оптимальном объеме и которые пользуется спросом, и кроме этого, обеспечивают фирме получение намеченных и стабильных результатов.

Рис. 1.1 Система факторов конкурентоспособности

Спектр данных показателей должен охватывать: эффективность производственно-сбыточной деятельности; эффективность капитальных вложений, резерв снижения затрат производства.

Качественная оценка допускает использование таких параметров:

· потребность в капитальных вложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции;

· ассортимент продукции, его объемы и стоимость;

· набор рыночных и других сегментов для каждого вида продукции;

· потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции;

· перечень мероприятий и приемов, которые фирма может обеспечить преимущества на рынке;

· инновационная политика (обновление продукции на основе собственных разработок);

· выполнение обязательств по соглашению относительных сроков поставок.

Результаты исследований по приведенным показателям при разработке экономической стратегии фирмы, ее технической и ассортиментной политики. При этом основными условиями обеспечения конкурентоспособности является:

· применение научных подходов к стратегическому менеджменту;

· обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;

· применение современных методов исследования и разработок;

· рассмотрение связей, функций управления любыми процессами на всех стадиях жизненного цикла объекта;

· формирование системы мероприятий и обеспечение конкурентоспособности разных объектов.

К организационным мероприятиям, которые повышают уровень конкурентоспособности предприятия, относятся:

обеспечение приоритетности продукции;

смену качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкурентных запросов;

определение преимуществ товара в сравнении с заменителями;

определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты;

изучение мероприятий конкурентов с удовлетворением аналогичных товаров;

определение и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции;

новые приоритетные сферы использования продукции;

дифференциация продукции, которая обеспечивает относительно стойкие преимущества потребителей, которые отдаются определенным видам взаимозаменяемых товаров;

влияние непосредственно на потребителя, путем искусственного ограничения поступления на рынок новых товаров, проведения рекламы, предоставление денежного или товарного кредита.

Другие статьи

Экономическая природа издержек производства
Основой всякой хозяйственной деятельности является стремление к получению наибольшего дохода с наименьшими затратами. В условиях рыночных отношений любому предпринимателю становится объективно необходимым устраивать свое хозяйство как экономически выгодное предприятие, с опт ...