Анализ известных определений понятия «конкурентоспособность предприятия»

. Лишь в шести определениях (№ 7, 12, 17, 18, 23, 29) из 33 приведенных в табл. 1 подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия устанавливается на определенном рынке. Предприятие, во-первых, не может одновременно присутствовать на всех рынках, во-вторых, оно может быть конкурентоспособным на одних и неконкурентоспособным на других рынках, где присутствует. Даже на одном и том же рынке, на различных сегментах конкурентные позиции предприятия могут существенно различаться. В определении должно быть указано, на каких рынках предприятие конкурентоспособно, а точнее, на каких сегментах рынка.

. В известных определениях, если даже упоминается товар, не производится его конкретизация. Конкурентоспособность предприятия целесообразно оценить по отношению к конкретному товару. Не исключается, что у одного и того же производителя могут быть одни товары конкурентоспособны, а другие - нет, следовательно, предприятие конкурентоспособно по одним товарам, неконкурентоспособно по другим. Для фирм, производящих широкую номенклатуру продукции, правильнее было бы вести речь о конкурентоспособности по конкретному товару на выбранном сегменте рынка.

. Известные определения чаще ориентированы на оценку конкурентоспособности предприятий на текущий момент, по фактическим данным, тогда как для управленческих целей важнее ориентация на будущее, учет потенциала роста.

. Ни в одном известном определении не упоминается о том, что конкурентоспособность должна быть достигнута без ущерба окружающим. Предприятие может повысить свою конкурентоспособность, например, путем уклонения от налогов, экономя средства на природоохранные мероприятия, снижая заработную плату работникам и т. д. Конкурентоспособность, достигнутая с ущербом внешней и внутренней среде, недолговечна, так как рано или поздно приходит «час расплаты».

Проведенный анализ литературных источников в исследуемой области позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыночных отношений и способствующего к разработке методов решения стоящих перед ними управленческих задач определения конкурентоспособности предприятий нет. Требуется такая формулировка термина «конкурентоспособность предприятия», которая имела бы управленческую направленность; устанавливала бы взаимосвязь этого понятия и его содержательных элементов с другими категориями предметной области; указала бы направление к разработке метода оценки уровня конкурентоспособности предприятия; позволяла бы вести оценку независимо от временных рамок; открыла бы путь для дальнейших исследований в данном направлении и была бы лишена тех недостатков, которые приведены выше.

Конкурентоспособность предприятия ярко проявляется в следующих четырех признаках:

. потребители довольны товарами и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

. общество, партнеры, государственные и социальные институты не имеют претензий к фирме;

. акционеры довольны положением дел на фирме, величиной дивидендов;

. работники довольны своим положением и гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой фирме.

Для того чтобы стать конкурентоспособной, фирме необходимо:

· обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка;

· повысить конкурентный потенциал предприятия до уровня лучших производителей отрасли. Этот показатель характеризует способность предприятия в настоящем и в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги. Высокий конкурентный потенциал - залог преуспевания организации в будущем.

Успех на рынке товаров сегодня не гарантирует предприятию успех в будущем, так как конкурентоспособность - показатель динамичный, поэтому она должна изучаться к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры.

С учетом вышеприведенных замечаний было сформулировано следующее определение: «конкурентоспособность предприятия - это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена/качество аналоги».

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи

Экономические факторы создания предприятия по продаже межкомнатных дверей
Малые предприятия являются важным условием национальной экономики. Их роль в экономике страны довольно велика, так как без предпринимательства невозможно было бы достичь определенного уровня экономического развития. Поэтому мы видим, что тенденция на усиление роли малого биз ...