Анализ известных определений понятия «конкурентоспособность предприятия»
В настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющие всех субъектов рынка методов оценки конкурентоспособности не только предприятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран). Оценка конкурентоспособности - субъективный процесс, и что понимает под этой категорией лицо, принимающее решение, какой при этом изберет метод оценки ее уровня, такой и может получить результат. При сегодняшней неразберихе в области измерения конкурентоспособности разных объектов разными исследователя ми могут быть получены абсолютно противоположные результаты по одним и тем же объектам. Это объясняется тем, что конкуренция и все, что связано с ней, для хозяйствующих субъектов в Украине сравнительно новое малоизученное явление, поэтому проявляются следствия «болезни роста», что вполне объективно. В советское время конкуренция была подавлена планом, экономика была лишена одной из самых мощных созидательных сил природы. В Украине назрела острая необходимость развития конкуренции, совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью различных объектов. Трудно управлять тем объектом, сущность которого не выявлена, поэтому необходимо внести ясность в понятийный аппарат в данной области.
Сравнительный анализ известных определений понятия «конкурентоспособность предприятия» позволяет сделать следующие выводы:
. Всю совокупность определений можно поделить на три группы (табл. 1.1):
. характеризующую внутреннюю и внешнюю деятельности фирмы, без упоминания товара;
. базирующуюся только на товарной составляющей конкурентоспособности;
. сочетающую товар и производственную деятельность субъекта.
Таблица 1.1 Определение конкурентоспособности
Автор |
Определение |
1. Определения, базирующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы | |
1. Баринов В. [1] |
Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели |
2. Блинов А.О., Захаров В.Я. [2] |
Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей |
3. Захаров А.Н. [3] |
Конкурентоспособность организации - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования |
4. Калашникова Л.М. [4] |
Конкурентоспособность предприятия - комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы |
5. Селезнев А. [7] |
Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику |
6. Конно Т. [7] |
Конкурентоспособность предприятия - совокупность характеристик, включающих захваченную предприятием долю рынка, способность предприятия к производству, сбыту и развитию, способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели |
7. Куприянова Т. [5] |
Борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах |
8. Маракулин М.В. [6] |
Конкурентоспособность компании - способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше- с положительной динамикой) |
9. Фигурнов Э.Б., Донец Ю.Ю. [7] |
Конкурентоспособность предприятия - эффективность использования его производственного потенциала (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента) |
10. Старовойтов М.К., Фомин Б.Ф. [8] |
Конкурентоспособность - «уровень предприятия» - является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики |
11. Яшин Н.С. [7] |
Конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции |
12. Петров В. [7] |
Конкурентоспособность - это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности |
13. Светуньков С.Г. [16] |
Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов |
14. Завьялов П.С. [17] |
Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка |
15. Емельянова С.В. [25] |
Конкурентоспособность производителя - это его потенциальная или реализованная способность обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот собственных или привлеченных активов, могущих стать конкурентными преимуществами |
16. Дементьева А.В. [26] |
Конкурентоспособность предприятия - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках |
2. Определения, базирующиеся на товарной составляющей конкурентоспособности | |
17. Миронов М.Г. [7] |
Конкурентоспособность предприятия - способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише |
18. Фатхутдинов Р.А. [10] |
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке |
19. Фатхутдинов Р.А. [11] |
Конкурентоспособность организации - это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу |
20. М. Эрлих и Дж. Хайн [7] |
Конкурентоспособность - способность страны или фирмы продавать свои товары |
21. European management forum [7] |
Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурента |
22. Васильева З.А. [12] |
Конкурентоспособность предприятий (для потребителей) - способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров |
23. Дулисова И.Л. [14] |
Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка |
24. Рове М. [13] |
Конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары |
25. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. [18] |
Интегральная конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю |
3. Определения, сочетающие товар и производственную деятельность субъекта | |
26. Донцова Л.В. [13] |
Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности |
27. Рубин Ю.Б.,Шустов В.В. [15] |
Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов |
28. Сергеев И.В. [13] |
Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал |
29. Фасхиев Х.А. [9] |
Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей |
30. Ермолов М.О. [7] |
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности |
31. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. [23] |
Конкурентоспособность организации - это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции |
32. Иванова Е.А. [24] |
Конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени |
33. Зайцев Н.Л. [27] |
Конкурентоспособность предприятия - это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции |
Другие статьи
Начисление переменной части оплаты труда в организациях-дистрибьютерах
Актуальность темы работы состоит в том, что развитие в России
рыночной экономики на основе становления многообразия новых форм частной
собственности на средства производства в корне изменило систему трудовых
отношений и соответственно всю структуру заработной платы, снизив в ...