Разработка организационно-технических мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия
В настоящее время в конкурентной среде финансовые показатели не являются адекватными критериями для оценки и направления стратегического движения компаний. Они действуют с отставанием и не способны вовремя оценить прибыль или урон, нанесенный деятельностью предприятия в данный финансовый период. Финансовые критерии рассказывают только часть истории о прошедшем периоде и не дают представления о том, какие действия необходимо предпринять завтра, послезавтра, в будущем, т.е. они не учитывают стратегическое развитие предприятия. Однако нарастающая конкуренция дает возможность выжить предприятиям, не просто ориентирующимся на рыночную среду, а предприятиям, чьи системы оценки и управления строятся исходя из стратегических задач и возможностей, при этом досконально изучающим потребности каждой группы потенциальных покупателей.
Составной частью эффективного стратегического управления предприятием, как и её основным ядром, является система сбалансированных показателей эффективности, успешно применяемая на западе и пока не так активно внедряемая российскими компаниями. Эта система дает возможность руководителям связать стратегию предприятия с набором взаимосвязанных индикаторов, индивидуально разработанных для различных уровней управления и связанных между собой
Система сбалансированных показателей включает в себя финансовые показатели как одни из важнейших критериев оценки результатов деятельности, а также подчеркивает важность показателей нефинансового характера, оценивающих удовлетворенность покупателей, эффективность внутренних бизнес-процессов, потенциал сотрудников в целях обеспечения долгосрочного финансового успеха компании. Она переводит миссию и общую стратегию предприятия в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста.
В дипломной работе предпринята попытка разработать систему сбалансированных показателей для оценки эффективности деятельности ОАО «Боксит Тимана» на основе показателей, отвечающих наиболее значимым для предприятия направлениям. Сущность данной работы заключается не только в предложении и оценке эффективности деятельности предприятия по перспективам, но разработке целой системы взаимосвязанных показателей. К тому же данная система может использоваться не только для оценки эффективности деятельности, но и как инструмент стратегического и оперативного управления.
Теоретические аспекты применения ССПScorecard - Сбалансированная система показателей сравнительно новая технология. Данная концепция появилась в 80-90-х годах 20 века, как инструмент для управления динамично развивающимися компаниями. В конце 80-х гг. профессоры Гарвардской школы экономики Роберт Каплан и Дэвид Нортон совместно с Norlan Norton Institute (исследовательский центр всемирно известной аудиторско-консалтинговой предприятия КРМG Реаt Магwicк) провели исследование 12 компаний. Целью исследования было выявление новых способов повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса. Проводя исследование, Нортон и Каплан руководствовались следующей гипотезой: «управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений». Попытки привести показатели эффективности в соответствие экономической ситуации были и до появления ВSС, однако они затрагивали исключительно финансовые аспекты деятельности. Такие показатели, как ЕVА, ЕВITDA, ТSR, давали акционерам более реальную картину текущего состояния бизнеса, но для управления компанией их было явно недостаточно. [3]
Основной принцип ССП, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить. Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает. ССП делает акцент на нефинансовых показателях эффективности, давая возможность оценить такие, казалось бы, с трудом поддающиеся измерению, аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал предприятия. [3]
Название системы "сбалансированная" отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности.
Главная цель (ключевая идея) сбалансированной системы показателей трансформация стратегии предприятия в конкретные, вполне осязаемые цели, показатели и в конечном итоге - действия (мероприятия).
Другие статьи
Оценка возможности банкротства предприятия
Финансовый
анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего
состояния.
Результаты
анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для
широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к
предприятию - ...