Газпром как естественная монополия на газовом рынке России

Во-первых, для того, чтобы изменить организационную структуру «Газпрома» и вывести из него какие-либо активы, исполнительной власти придется нарушить существующее правовое поле.

Во-вторых, при существующих российских макроэкономических реалиях, радикальная реформа «Газпрома» вредна. От того, что «Газпром» - это 25% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, 10% валютных поступлений в РФ от экспорта, 6%% ВВП и 8%% от общего объема промышленного производства, никуда не деться [9, c.189].

В-третьих, правительство РФ заметно дистанцировалось от МВФ, отказавшись от традиционного подписания с Фондом годовой программы сотрудничества.

Постоянно растущие финансовые потребности на фоне падения добычи - это сегодня основное слабое место «Газпрома». Основные проблемы, связанные с деятельностью естественных монополий в России можно разбить на две основные группы: теоретические и практические. Актуальные теоретические проблемы:

Это отсутствие четкого определения естественных монополий как структуры рынка и субъекта хозяйственной деятельности: отсутствие методов и опыта идентификации естественных монополий, адаптированных к российским условиям; недостаточная теоретическая обоснованность форм и методов естественных монополий [9, c. 191].

К первоочередным и наиболее актуальным практическим проблемам оптимизации деятельности естественных монополий на примере ОАО «Газпром» можно отнести:

. Преодоление негативных последствий вступления основных нефтегазовых провинций в стадию падающей добычи, ресурсосбережения и углубленная переработка сырья;

2. Оптимизация маркетинговой стратегии и освоение новых рынков сбыта (газовый рынок Юго-Восточной Азии);

. Поэтапная оптимизация цен на газ [5, c. 120].

Таким образом, роль стабилизирующей функции естественных монополий для России огромна. Являясь источником пополнения госбюджета, естественные монополии являются гарантом экономической стабильности государства, дают сегодня до 40% прибыли всей экономики, на долю нефтегазовых и энергетических компаний приходится более 70% налоговых поступлений. Естественные монополии должны оставаться особым объектом государственной собственности, в полной мере реализующим свои социальные функции. Поэтому в настоящее время реформирование естественных монополий по преимущественно рыночному сценарию считаем преждевременным, поскольку сама экономика не готова к таким глубоким преобразованиям, низкие доходы населения делают непозволительным рыночное формирование цен на продукцию естественных монополий.

Расчетная часть

Вариант № 9

К

5

8

11

14

17

20

23

Ц

75

Э

0,3

ИСП

160

220

+ ИСП

10

10

10

20

30

ПТ

1

ЗП

10

+ ЗП

5

5

5

5

5

5

КП

8

ЦП

65

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Особенности реформирования отечественной экономики и экономический кризис 80-90-х годов ХХ века
Историческая реальность сложна и представляет собой целостный комплекс разнообразных явлений, событий и фактов (военных, культурных, социальных, политических, экономических.) Все они, конечно, связаны между собой. Но историю любой страны можно оценивать и как череду событий, ...