Понятие рынка несовершенной конкуренции
Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли, будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции [2, c. 123].
Рассмотрим монополистическую конкуренцию. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства [2, c. 124].
Основные характеристики рынков несовершенной конкуренции приведены на рисунке 1 [2, c. 125].
Рисунок 1 -Основные черты рынков несовершенной конкуренции
Помимо трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной конкуренции: дуополия - рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя; монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель; дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов; олигопсония - рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов [11, c. 144].
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли [11, c. 145].
Другие статьи
Организационно-экономическая характеристика ОАО Мордовцемент
ликвидность
платежеспособность рентабельность
В данной работе будет рассмотрено предприятие ОАО «Мордовцемент».
ОАО «Мордовцемент» расположенное на территории Республики Мордовия,
является в Волго-Вятском экономическом районе единственным
предприятием-производителем цемент ...