Государственная поддержка полярного Урала
Поставки минерального сырья на Урал осуществляются из стран дальнего и ближнего зарубежья: из Казахстана - железорудное сырье (более 10 млн. т в год), энергетический уголь (21-22 млн. т), хромовая руда (до 1 млн. т); из Украины - марганцевые руды (0,7-1 млн. т); из Монголии - медные руды, а также с Кольского полуострова - железорудное сырье, из Центральных районов России - железорудное сырье, из Кемеровской области и Республики Коми - коксующийся уголь. Расстояние перевозок железорудного сырья достигает 2500-3000 км, угля - 2000 км, что существенно влияет на себестоимость конечной продукции, снижая ее конкурентоспособность.
В то же время прогнозные ресурсы энергетических углей, залегающих в недрах Приполярного и Полярного Урала, составляют более 30 млрд. т. Эти угли по своему качеству превосходят ввозимые на промышленный Урал из Казахстана. Разработка угольных месторождений Приполярного и Полярного Урала может с лихвой компенсировать казахстанский уголь и способствовать развитию электрогенерирующих мощностей Севера, что приобретает особую актуальность в ситуации нарастающего энергетического дефицита в Уральском федеральном округе.
Хромовые руды Полярного и Приполярного Урала, ресурсы которых оцениваются в 914 млн. т, определяют возможность создания здесь крупной сырьевой базы для промышленного Урала и в целом России. Здесь уже действует предприятие «Конгор-Хром», которое в 2005 году отправило на Челябинский электрометаллургический комбинат более 600 тыс. т хромовой руды, а в дальнейшем планирует довести эту цифру до 1200 тыс. т в год.
Большой интерес для металлургической промышленности Урала представляет железорудный потенциал северных территорий. Ресурсы железных руд скарново-магнетитового типа оцениваются в 13 млрд. т. Имеются и другие полезные ископаемые, среди которых марганец, бокситы, медь, уран, фосфориты, цеолиты.
Общая стоимость ресурсов только основных полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала оценивается более чем в 40 трлн. руб. Вовлечение всех этих богатств в экономику России сдерживается отсутствием надежных транспортных коммуникаций. В связи с этим в настоящее время на уровне Правительства Российской Федерации рассматривается вопрос создания транспортного коридора «Урал промышленный - Урал Полярный». Ядром проекта является железная дорога Полуночное - Обская. В едином коридоре, наряду с железной дорогой, намечается строительство автомобильной дороги, высоковольтных линий электропередачи, трубопроводов магистрального транспорта углеводородов.
Новый транспортный коридор (меридиональный) по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа, с месторождениями Приполярного и Полярного Урала и зоной перспективной нефтегазодобычи - полуостровом Ямал. Он также обеспечит выход к Северному морскому пути, тем самым усиливая транспортную безопасность России.
Улучшение инфраструктуры позволит организовать на севере Урала до 60 горно-рудных предприятий по производству энергетического угля, железных, марганцевых руд, добыче и обогащению руд цветных, редких и редкоземельных металлов, горно-химического (фосфориты) и горно-технического (бариты, бентониты) сырья. Существенно увеличить добычу хромовых руд, золота.
Железная дорога обеспечит поставку потребителю производимой здесь продукции: до 20 млн. т угля, 9 млн. т железа, 2 млн. т хрома, 2 млн. т фосфоритов, 1 млн. т марганца, 200 тыс. т продуктов обогащения руд цветных металлов в год. С вводом в эксплуатацию железной дороги Полуночное - Обская следует ожидать ускоренного освоения нефтяных и газовых месторождений, так как в этом случае обеспечивается бесперебойная, не зависящая от неблагоприятных погодных условий поставка строительных грузов на Ямал, и что еще более важно - транспортировка добываемых жидких углеводородов с месторождений до мест потребления. Добыча жидких углеводородов на полуострове Ямал может достичь 14,5 млн. т в год.
Следовательно, транспортно-энергетический коридор «Урал промышленный - Урал Полярный» можно рассматривать и как важный плацдарм для дальнейшего продвижения за Полярный круг. Наличие транспортных коммуникаций, тяготеющих к Уральскому хребту, послужит мощным стимулом в активизации хозяйственной деятельности. Только прямой экономический эффект от снижения цен на сырье для металлургов Промышленного Урала составит десятки миллиардов рублей в год.
Другие статьи
Определение цеховой себестоимости изготовления детали Планка
Эффективность производства, его технический
прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от развития
технологии, нового оборудования, машин, станков и аппаратов.
В условиях рыночной экономики выживаемость любого
предприятия, его устойчивое положение на рынке ...