Промышленность Уральского региона

Агропромышленный комплекс специализирован на производстве зерновой и животноводческой продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий 35 млн га, из них 22,4 млн га заняты пашней, а 12,6 млн - естественными кормовыми угодьями. Около 60% всех угодий приходится на Южный, остальные - на Средний и Западный Урал. В структуре посевных площадей зерновые культуры составляют около - 2/5, а кормовые - более 1/3.

Остальное приходится примерно в равных долях на технические культуры, картофель и овощи. Наиболее крупной долей зерновых культур отличается Оренбургская, Курганская и Челябинская области, технические (подсолнечник, сахарная свекла, лён) - Оренбургская, Пермская обл. и Башкортостан, картофеля и овощей - Свердловская, Пермская обл., Удмуртия, кормовых культур - Пермская и Свердловская обл. По валовому сбору зерна (от 9 до 16 млн т) Урал уступает только Северному Кавказу и Западной Сибири. По производству картофеля Урал занимает второе место в стране, уступая лишь Центральному району, а овощей - третье (вслед за Центральным районом и Северным Кавказом).

Животноводство в районе имеет мясо-молочное направление. При этом показательно, что по производству мяса район занимает первое место в стране, а молока - на втором (после Центрального района).

Специализация сельского хозяйства Урала меняется с севера на юг. В северной части района молочное животноводство и свиноводство сочетаются с выращиванием картофеля, овощей, льна, ячменя и овса. Южная и юго-восточная части - важнейшие зерновые районы, специализированные на производстве сильных высокобелковых пшениц. Здесь также развиты мясное животноводство и овцеводство. Башкортостан выделяется производством мёда.

Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. Преобладает железнодорожный транспорт, наряду с ним хорошо развит трубопроводный. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Недостаточны протяжённость и качество автомобильных дорог.

Остро стоит вопрос экологии в Уральском экономическом районе. Характеризуя индустриальный Урал как зону острого экологического неблагополучия, не следует забывать, что он несёт на себе следы разнообразных по генезису радиационных воздействий. Причём радиационное загрязнение Уральского региона по объёму значительно превышает чернобыльское. Именно здесь в 1957 году произошла тяжелейшая радиационная авария, известная как Каштымская. Она связана с деятельностью военного ядерного центра «Челябинск - 40» (производственное объединение « Маяк»), на котором произошёл взрыв ядерных отходов в одном из хранилищ. При этом произошло загрязнение значительной части Челябинской области и прилегающих районов Свердловской, Тюменской и Курганской областей. К сожалению, эта авария не была единственной. В 1967 году с обнажившейся береговой полосы озера Карачай произошла утечка сильно радиоактивных иловых отложений на расстоянии до 75 км. Имели место и другие инциденты. Аномально высокой является радиационная нагрузка в районе междуречья Теча - Мишеляк площадью около 30 - 40 км². Именно здесь расположены несколько десятков могильников (по некоторым источникам - более 200), в которых в специальных хранилищах и ёмкостях хранятся твёрдые и жидкие отходы общей суммарной активностью более 1 млрд. Ки. Техногенными радионуклидами загрязнены территории городов Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск и др.

Также, в приделах уральского региона производились подземные ядерные взрывы, здесь же сосредоточено производство ядерных боеприпасов. Наконец, кроме техногенного, на Урале, как и в других горно-складчатых областях, отмечается сравнительно высокое естественное радиоактивное загрязнение, в том числе шламоотстойников, свалок, отвалов Нижнего Тагила, торфопредприятий Краснокамска и т. п. Таким образом, радиационное загрязнение справедливо можно считать бедой номер один Уральского региона.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи

Повышение эффективности деятельности ОАО Боксит Тимана
В данном дипломном проекте рассматривается горнодобывающее предприятие ОАО “Боксит Тимана”, занимающееся разработкой Вежаю-Ворыквинского месторождения бокситов открытым способом. В состав предприятия входят 3 карьера по добыче глиноземных бокситов и маложелезистых бокситов. ...