Функции муниципальных органов в сфере управления городским хозяйством

Российское законодательство предусматривает разграничение полномочий в сфере городского развития между уровнями управления следующим образом:

на федеральном уровне формируется законодательная и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие отраслей комплекса городского хозяйства;

на региональном уровне (уровне субъектов РФ) разрабатываются территориальные аспекты градообслуживающей и социальной политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты;

на муниципальном уровне управления осуществляется практическая реализация задач по удовлетворению потребностей населения в соответствующих муниципальных услугах отраслей городского хозяйства.

В кратком изложении вопросы местного значения, влияющие на развитие городского хозяйства, представлены следующим образом:

) основное благоустройство (производство энергии для коммунальных нужд, территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда);

) благоустройство в узком смысле слова (внутригородские пути сообщения, городской транспорт и связь, уличное движение, уличное освещение, отопление муниципальных зданий);

) благоустройство в широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия, медицинская помощь, эпидемиологическая безопасность, ритуальные слуги, организация питания, социальная помощь, местная торгово-промышленная политика, ценовая политика, общественный контроль, юридическая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безопасность, дошкольное воспитание и народное образование, развитие культуры и образования, охрана нравственности).

Установив перечень местных вопросов в развитии городского хозяйства, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей:

право юридического лица, дающее возможность заключения договоров и контрактов, приобретения и отчуждения имущества, выступления в качестве истца и ответчика в суде, совершения других юридически значимых действий;

право распоряжения муниципальным имуществом, в частности, установление арендной платы в отношении муниципальной собственности муниципальных предприятий, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий, установление перечня неотчуждаемых объектов и т.д.;

право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;

право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами;

право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями;

право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особенно важно при планировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий;

право всякого органа власти - право принятия общеобязательных на территории муниципального образования решений (постановлений, распоряжений и других нормативно-правовых актов).

В свою очередь, это возможно при наличии права надзора за соблюдением правовых актов, которое состоит из ряда более конкретных прав (право беспрепятственного входа уполномоченных лиц местного самоуправления на предприятия, в учреждения, организации, право принудительного исправления допущенных нарушений за счет владельца и пр.).

Другие статьи

Повышение эффективности деятельности ОАО Боксит Тимана
В данном дипломном проекте рассматривается горнодобывающее предприятие ОАО “Боксит Тимана”, занимающееся разработкой Вежаю-Ворыквинского месторождения бокситов открытым способом. В состав предприятия входят 3 карьера по добыче глиноземных бокситов и маложелезистых бокситов. ...