Приоритеты в развитии промышленности и научного потенциала России

) Улучшить финансирование науки. Доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть не ниже 2%. При этом необходима государственная поддержка не только фундаментальной, но и отраслевой науки;

) Поднять уровень заработной платы научных работников. Для молодых исследователей она должны быть не ниже 110-120%, а для высококвалифицированных - не менее 180-200% к средней заработной плате в промышленности страны;

) Поддерживать оптимальную численность научных работников - не менее 0,55-0,60% относительно численности населения;

) Обеспечить современное техническое переоснащение научных учреждений.

Переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества отечественным продуктам и услугам на внутреннем и внешних рынках. Несмотря на то, что переход России к построению национальной инновационной системы уже начался, уровень развития инновационной деятельности в стране остается по-прежнему низким. Удельный вес инновационной продукции составляет лишь 4%, в то время как его пороговое значение должно достигать 15%, для сравнения в промышленно развитых странах удельный вес инновационной продукции держится на уровне 30%.

Конечно, необходимо создание национальной инновационной системы, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Кроме того, национальная система - это и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.

Национальная инновационная система объединяет усилия государства, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы, структур государства и негосударственных институтов инновационной сферы в интересах ускоренной реализации интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции на основе формирования между субъектами инновационной деятельности равноправных партнерских отношений.

Национальная инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, например, таких как наличие ресурсов (природных, трудовых, климатических и т.д.), особенности исторического развития институтов государства, преобладания определенных форм предпринимательской деятельности, характера и направления межгосударственного сотрудничества и др. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности в стране.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях промышленности, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

Перелом сложившейся ситуации возможен только на основе активизации инновационной деятельности на различных уровнях (от уровня региона до макроуровня), посредством реализации на практике эффективной инновационной политики, являющейся составной частью государственной социально-экономической политики. В свою очередь инновационная политика выступает в качестве совокупности форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Итак, считаем, что для успешной реализации программных показателей экономики России, во-первых, необходимо сформировать федеральную инновационную систему и разработать инновационную политику. Федеральная инновационная система представляет собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных идей в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Между тем инновационная политика - это долгосрочный план и система продуманных действий по развитию инновационной деятельности. Организационное обеспечение функционирования такой системы и разработка инновационной политики, по нашему мнению, должен осуществлять Минэкономразвития Российской Федерации. Эти функции он может успешно выполнить, создав механизм постоянного привлечения вузов страны к разработке и реализации федеральных инновационных программ.

Кроме того, должны получить развитие такие элементы инновационного процесса в экономике России как:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи

Организация и использование ресурсного потенциала в СПК Маяк Галичского района Костромской области
Сельское хозяйство - сложная и трудоёмкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и в народном хозяйстве. Обусловлено это воздействием на производство почвенно-климатических условий. Отрицательное их влияние может определяться биологическими, организационно-эконом ...