Понятие экспорта, методы государственного регулирования экспорта
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.
На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:
¾ выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
¾ разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
¾ осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
¾ сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
¾ подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
¾ координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
¾ осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы (таблица 1). Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
Таблица 2.1.1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров
Методы |
Инструменты |
Регулирует |
Тарифные |
Таможенные пошлины |
Импорт |
Нетарифные | ||
Количественные |
Квотирование |
Импорт |
Лицензирование |
Импорт/экспорт | |
Добровольное ограничение |
Экспорт | |
Скрытые |
Государственные закупки |
Импорт |
Требование о содержании местных компонентов |
Импорт | |
Технические барьеры |
Импорт | |
Налоги и сборы |
Импорт | |
Финансовые |
Субсидии |
Экспорт |
Кредитование |
Экспорт | |
Демпинг |
Экспорт |
Другие статьи
Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес
экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и
останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты,
прочно занимающие монополистическое место в производстве.
К монопол ...