Оценка значимости различия средних значений двух выборок
Оценка значимости различия средних значений двух выборок с использованием критерия Стьюдента
Находим значение и дисперсию для двух выборок:
,
,
Вычисляем экспериментальный коэффициент Стьюдента:
, (1)
где и
- дисперсии выборок,
и
- количество испытаний,
и
- среднее значения выборок.
,
, (2)
.
Определяем табличное значение коэффициента Стьюдента при и
.
= 1,99.
; 11,71>1,99,
Мы видим, что различие коэффициентов существенно, следовательно, выборки не относится к одной генеральной совокупности. Требуется дополнительное исследование с помощью критерия Фишера.
Оценка значимости различия средних значений двух выборок с использованием критерия Фишера
Вычисляем расчетное значение критерия Фишера:
(3)
где большее значение дисперсии.
,
Для определения табличного значения коэффициента Фишера рассчитываем число степеней свободы:
; (4)
;
; (5)
.
Табличное значение для критерия Фишера при равно 1,65.
, 1,5 < 71,63- различие не существенно.
, (6)
=5,72,
(7)
,
, (8)
,970,51
, (9)
,
,
(10)
,
,972,01.
Вывод
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что критерий Стьюдента и критерий Фишера помогают нам оценить существенности различия средних значений двух выработок. Для данной оценки лучше использовать оба критерия, для получения более точной информации.
Другие статьи
Особенности обеспечения экономического роста в современной России
Достижение устойчивых темпов роста является основной задачей
любого государства, не исключение и Россия. Экономический рост служит основой
решения большинства социально-экономических проблем. Более того, он является
главным фактором цивилизационного прогресса и одновременно ...