Общая характеристика Ленинградской области
Для оценки инвестиционного климата важное значение имеют инфраструктурные возможности регионов. С этой точки зрения и Санкт-Петербург и Ленинградская область располагают едва ли не самым привлекательными условиями в России: развитая сеть железных и автомобильных дорог, морские и речные порты, имеющие стратегическое значение в федеральном масштабе, воздушное сообщение практически со всеми регионами мира, системы связи, соответствующие современным мировым стандартам.
Бесспорно, главным преимуществом для инвесторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются портовые мощности этих регионов. Петербургский морской порт расположен в черте города. В настоящий момент он является крупнейшим портом в России по перевалке навалочных грузов. Петербургский порт - один из старейших в России, в связи с чем, потенциал его развития во многом уже исчерпан.
На территории Ленинградской области расположено несколько морских торговых портов. Там присутствуют как давно существующие портовые терминалы - в Выборге и Высоцке, так и совсем новые, активно развивающиеся порты в Приморске и Усть-Луге. В настоящее время терминалы, расположенные в Ленинградской области, не могут сравниться по объему обрабатываемых навалочных грузов с Санкт-Петербургским портом. Приморск развивается как наливной порт, ориентированный на перевалку нефти, поступающей по Балтийской трубопроводной системе. Существующие проекты по его развитию предусматривают лишь возможность создания там мощностей по перегрузке сжиженного природного газа.
Порты в Выборге и Высоцке характеризуются некоторыми минусами с точки зрения природно-географического положения. Главными из них являются - сложный для прохождения подходной канал и незначительные глубины у причалов. В связи с указанными «слабыми местами» говорить о возможности резкого роста грузооборота в Выборге и Высоцке вряд ли целесообразно.
Усть-Лужский порт является одним из самых «молодых» на Северо-западе. Его строительство находится в активной стадии. На сегодняшний день порт вполне можно назвать одним из самых перспективных инфраструктурных проектов, реализуемых в Северо-Западном федеральном округе. Уже сегодня Усть-Лужский порт способен принимать суда большого водоизмещения, что позволяет грузоотправителям и грузополучателям значительно снижать свои издержки. В среднесрочной перспективе глубина подходного канала составит 16 метров, что позволит принимать суда класса Capesize и еще больше усилит конкурентные преимущества порта. В случае окончательной реализации планов развития, Усть-Луга обеспечит перевалку до 35 млн. тонн грузов в год. Кроме того, активный процесс строительства и наличие свободных прилегающих площадей позволяет говорить о перспективах порта с точки зрения организации сопутствующих производств. Прежде всего, речь может идти о создании предприятий, ориентированных на переработку поступающих по импорту материалов и комплектующих для производства готовой продукции, а также организации компаний, занятых производством экспортно-ориентированной продукции из местного сырья.
Одним из стимулов дальнейшего развития российских портов на Балтике может стать закон, который пока находится в стадии разработки, о создании особых экономических зон нового типа - портовых. Предполагается, что новые экономические зоны будут формироваться вокруг ведущих аэропортов и морских портов страны. Весьма вероятно, что порты Усть-Луги и Санкт-Петербурга станут одними из основных претендентов на создание нового типа особых экономических зон. В случае предоставления им соответствующего статуса инвестиционная привлекательность обоих регионов должна значительно увеличиться.
В Ленинградской области структура промышленного производства в определенном смысле слова является более диверсифицированной, чем в Санкт-Петербурге. В области можно говорить о пяти отраслях промышленности, играющих важную роль в региональной экономике: пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, лесопромышленный комплекс.
Региональные власти стремятся поддерживать устоявшийся в течение нескольких лет отраслевой баланс, в равной степени стимулируя развитие всех направлений производства. Результатом такой политики является стабильный ежегодный прирост практически во всех отраслях, за исключением легкой и топливной промышленности. Лидирующим сегментом областной промышленности является пищевое производство, как по объемам выпускаемой продукции, так и по динамике роста. Вместе с тем следует заметить определенный фактор риска, который присутствует в этой отрасли. Она фактически сконцентрирована в производстве табачной и алкогольной продукции. В среднесрочной перспективе, по мере усиления государственного регулирования производства и распространения данных видов продукции, областные инвесторы могут столкнуться с определенным изменением «правил игры» на отраслевом рынке.
Другие статьи
Планирование коммерческой деятельности автотранспортного предприятия
Главной задачей автомобильного транспорта является полное и своевременное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. В
транспортной сети грузовой автомобильный транспорт играет важную роль. В
условиях рынка особое внимание обращается на необход ...