Понятие и показатели рентабельности

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат. По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности.

Поэтому для характеристики эффективности работе предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - уровень рентабельности. Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.

Таблица. Основные группы показателей рентабельности

Показатели рентабельности

Формулы расчета

Назначение

Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства

Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции х100;%. Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции х100;%. Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и мат. оборотных средств х100; %

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены

Рентабельность реализации (продаж)

Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации х100; %. Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) х100; %

Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции

Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов

Прибыль / Совокупные активы х100; % Прибыль / Текущие активы х100; % Прибыль / Чистые активы х100; %

Эти комплексные показатели характ. отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / Собственный капитал х100; %

Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собств. капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характ. отдачу или доходность собст. средств

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Оценка деятельности хлебокомбината
ОАО «Белгородский комбинат хлебопродуктов» - предприятие комбикормовой промышленности, отраслевая принадлежность которой - аграрно-промышленный комплекс. Оно является одним из старейших российских производителей полнорационных комбикормов для животных и птицы, продукция ко ...