Факторы, влияющие на величину и качество прибыли, максимизация прибыли
Предприятие не может работать изолированно. Оно постоянно находится во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, производителями, продавцами, инвесторами, кредиторами, общественными и государственными организациями. Совокупность этих отношений влияет на эффективность работы предприятия, сумму его прибыли , рентабельность его деятельности.
Cумма и уровень прибыли и рентабельности формируются под воздействием разнообразных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.
Всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.
К внутренним, т.е. зависящим от деятельности предприятия факторам относятся ресурсные факторы ( величина и состав ресурсов, их состояние, условия их эксплуатации ), внедрение современной техники и технологий, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда.
К внешним факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, нормы амортизации, система налогообложения и т.д.
Для всех предприятий обязательным условием деятельности является максимизация прибыли. Ее правило заключается в выборе такого объема производства и реализации продукции, чтобы ее цена равнялась долговременным предельным издержкам. Предприятия, работающие в конкурентных условиях и не занимающиеся максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание.
В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.
На величину прибыли от продажи продукции влияют состав, и размер нереализованных остатков на начало, и конец периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению прибыли. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации.
Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. Следовательно, в целях увеличения прибыли предприятие должно предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональна.
Падение объема производства при современных экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а ,следовательно, росту прибыли.
Вторым не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Между величиной прибыли и уровнем себестоимости существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счет этого прибыли. В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.
Другие статьи
Организация и планирование производства на машиностроительном заводе
Теоретические
и практические основы организации производства - это часть организационно-экономической
науки и практики, которая раскрывает базовые принципы регулирования,
координации и взаимосвязи производственных процессов на предприятиях любых
масштабов производства и фор ...