Проблемы развития потребительской кооперации в XXI веке

Таким образом, в условиях становления и развития капитализма были сформированы социально-экономические, юридические и идеологические предпосылки, которые способствовали возникновению и развитию кооперативов и кооперативных объединений разных видов (потребительских, кредитных, сельскохозяйственных, производственных), созданию мощного социально-экономического кооперативного движения.

Единственной кооперативной системой, располагающей внутренней иерархической структурой, сложившейся в период функционирования централизованно-управляемой экономики является система потребительской кооперации РФ. В то же время, несмотря на сохранение этого направления кооперативного движения как системы, организации потребительской кооперации устойчиво теряют свои позиции на рынке товаров и услуг. Сохранение сложившихся тенденций изменения объемных и качественных показателей объективно приводит к ее разрушению и ликвидации большинства действующих кооперативов. Отдельные позитивные примеры работы первичных кооперативных организаций не меняют картины в целом.

Успешно работающие кооперативы могут сохраниться в течение достаточно длительного периода времени, но не могут сохранить систему в целом. Экономические потери системы потребительской кооперации в последнее десятилетие сравнимы с потерями, которые она понесла в начальный период формирования централизованно-управляемой экономики. Несмотря на это система потребительской кооперации России все еще располагает значительным экономическим потенциалом, позволяющим ей возглавить процесс возрождения кооперации в стране, способствовать развитию всех направлений кооперативного движения и на этой основе сформировать кооперативный сектор национальной экономики, способный сыграть важную роль в становлении социально-ориентированной рыночной экономической системы.

Проведенный анализ состояния и развития потребительской кооперации позволяет сделать принципиальный вывод о том, что в основе негативных процессов, характерных для потребительской кооперации, лежит отсутствие заинтересованных, эффективных собственников.

По нашему мнению, на первом этапе формирования кооперативного сектора экономики страны целесообразно передать собственность потребительской кооперации системы Центросоюза РФ работникам. В результате этого появятся действительно эффективные собственники, жизненно заинтересованные в сохранении и преумножении имущества кооперативов, успешном развитии хозяйственной деятельности при сохранении ее социальной направленности, способные участвовать в управлении делами. Как показано выше, работники или работники-пайщики стали той силой, которая удержала систему потребительской кооперации от полного развала на самом трудном этапе ее современной истории. Пайщики, не работающие в потребительском обществе, могут сохранить свой статус при условии совершения основной части покупок товаров в предприятиях кооператива и участия в работе органов управления и контроля. Таким образом, кооперация в сфере потребления должна быть трансформирована в кооперацию в сфере производственных отношений. Это позволит перевернуть кооперативную пирамиду, поставив в ее основание интересы пайщиков.

На втором этапе в качестве приоритетной, наряду с торговым и иным обслуживанием населения, должна быть определена интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперации как составной части агропромышленного комплекса страны. Организации потребительской кооперации могут стать интегратором, способным эффективно организовать сбыт товарной продукции, произведенный другими участниками АПК, включая личные подсобные хозяйства.

Интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперации заключается в следующем:

- пропаганда кооперативной идеи и преимуществ кооперативной формы организации хозяйственной деятельности;

- содействие созданию и организации деятельности обслуживающих кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

содействие реорганизации предприятий АПК из иных в кооперативную организационно-правовую форму;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Несовершенная конкуренция
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся ...