Роль инноваций в обеспечение экономического роста

Возможности экономического прорыва в России через инновационное обеспечение, гибкое развитие экономики в современных условиях актуально, востребовано жизнью. Для решения этой задачи следует активнее внедрять в практику разработанные методологические основы гибкого развития и сконструированную концептуальную модель теоретического построения механизма его обеспечения, включающую закономерности формирования потенциала развития гибкости, ее базовой величины и сферы проявления. Несомненный эффект обеспечат новые методологические подходы к анализу данной проблемы и предлагаемые новые направления теоретического исследования гибкого развития разовьют способность предприятий к гибкому развитию, повысят их деловую активность и экономический рост страны и регионов.

Активное внедрение инноваций во всех сферах экономики от исследования и разработок до маркетинга (технические и образовательные, управленческие и многие др.) позволит обеспечить рост на основе уже внедрённых инноваций. Сами инновации не являются высокодоходной деятельностью, а вот модернизация производства, управления за счёт инноваций обеспечит высокий рост экономики.

В экономической литературе определение инновации впервые было предложено австрийским и американским экономистом Й. Шумпетером. Он раскрыл содержание инноваций посредством перечисления их основных типов:

изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;

внедрение нового для данной отрасли промышленности метода (способа) производства или коммерческого использования соответствующего товара;

освоение нового рынка сбыта; - получение нового источника сырья или полуфабрикатов;

проведение соответствующей хозяйственной реорганизации.

В 1930-е гг., Й. Шумпетер сформулировал общее определение инновации как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Значительный вклад в исследование инноваций внес советский экономист Н.Д. Кондратьев, считавший, что главную роль в изменениях экономической жизни общества играют научно-технические новации. Обоснованные им длинные волны технологического прогресса в современном понимании есть не что иное, как технологические инновации.

Ф. Бетс определил инновации как введение новаций и новшеств разной степени новизны и радиуса действия в виде продуктов, технологий, рынков, отраслей хозяйств, сфер применения.

Т. Брайан, давая определение инновации, сделал акцент на трансформационные знания в экономические результаты. По его мнению, инновация - это процесс, в котором интеллектуальный товар (изобретение, ноу-хау или идея) приобретает экономическое содержание. Аналогичным образом, но значительно более детально раскрывает содержание понятия «инновация» Дж. Гросси. Полагая, что это общественный, технический или экономический процесс, практическое использование идей и изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду и охватывает весь спектр видов деятельности - от исследований и разработок до маркетинга.

В «Руководстве Осло» - совместном методологическом документе ОЭСР и Евростата, рекомендации которого используются в качестве международных статистических стандартов в области инноваций. Инновации рассматриваются как вид деятельности, охватывающей все мероприятия (научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие, включая инвестиции в новые знания), которые фактически или по замыслу ведут к появлению технологически новых или усовершенствованных продуктов либо процессов (таблица 13). Таким образом, зарубежные экономисты - ученые и практики - используют единый подход к определению содержания инновации, понимая ее как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Таблица 9. Число созданных передовых производственных технологий по субъектам российской федерации

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Приволжский федеральный округ

165

175

146

138

173

145

166

183

180

158

142

Республика Башкортостан

5

6

5

8

13

6

4

4

8

6

4

Республика Марий Эл

2

4

1

-

-

-

1

5

-

-

-

Республика Мордовия

1

17

8

6

5

11

15

10

5

3

8

Республика Татарстан

1

5

3

3

3

6

3

5

8

12

17

Удмуртская Республика

23

20

6

3

-

3

2

1

1

5

3

Чувашская республика

-

-

-

-

-

-

-

5

7

7

8

Пермский край

13

5

5

5

8

8

14

10

13

16

15

Кировская область

-

-

-

-

-

3

1

-

2

-

-

Нижегородская область

32

42

49

55

64

55

71

79

73

63

37

Оренбургская область

-

-

-

-

-

-

2

2

6

1

5

Пензенская область

6

6

7

4

6

9

9

10

12

8

4

Самарская область

67

57

49

32

51

33

27

27

25

22

19

Саратовская область

8

8

9

7

12

9

11

19

19

11

17

Ульяновская область

7

5

4

15

11

2

6

6

1

4

5

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи

Несовершенная конкуренция
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся ...