Роль инноваций в обеспечение экономического роста
Возможности экономического прорыва в России через инновационное обеспечение, гибкое развитие экономики в современных условиях актуально, востребовано жизнью. Для решения этой задачи следует активнее внедрять в практику разработанные методологические основы гибкого развития и сконструированную концептуальную модель теоретического построения механизма его обеспечения, включающую закономерности формирования потенциала развития гибкости, ее базовой величины и сферы проявления. Несомненный эффект обеспечат новые методологические подходы к анализу данной проблемы и предлагаемые новые направления теоретического исследования гибкого развития разовьют способность предприятий к гибкому развитию, повысят их деловую активность и экономический рост страны и регионов.
Активное внедрение инноваций во всех сферах экономики от исследования и разработок до маркетинга (технические и образовательные, управленческие и многие др.) позволит обеспечить рост на основе уже внедрённых инноваций. Сами инновации не являются высокодоходной деятельностью, а вот модернизация производства, управления за счёт инноваций обеспечит высокий рост экономики.
В экономической литературе определение инновации впервые было предложено австрийским и американским экономистом Й. Шумпетером. Он раскрыл содержание инноваций посредством перечисления их основных типов:
изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;
внедрение нового для данной отрасли промышленности метода (способа) производства или коммерческого использования соответствующего товара;
освоение нового рынка сбыта; - получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
проведение соответствующей хозяйственной реорганизации.
В 1930-е гг., Й. Шумпетер сформулировал общее определение инновации как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Значительный вклад в исследование инноваций внес советский экономист Н.Д. Кондратьев, считавший, что главную роль в изменениях экономической жизни общества играют научно-технические новации. Обоснованные им длинные волны технологического прогресса в современном понимании есть не что иное, как технологические инновации.
Ф. Бетс определил инновации как введение новаций и новшеств разной степени новизны и радиуса действия в виде продуктов, технологий, рынков, отраслей хозяйств, сфер применения.
Т. Брайан, давая определение инновации, сделал акцент на трансформационные знания в экономические результаты. По его мнению, инновация - это процесс, в котором интеллектуальный товар (изобретение, ноу-хау или идея) приобретает экономическое содержание. Аналогичным образом, но значительно более детально раскрывает содержание понятия «инновация» Дж. Гросси. Полагая, что это общественный, технический или экономический процесс, практическое использование идей и изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду и охватывает весь спектр видов деятельности - от исследований и разработок до маркетинга.
В «Руководстве Осло» - совместном методологическом документе ОЭСР и Евростата, рекомендации которого используются в качестве международных статистических стандартов в области инноваций. Инновации рассматриваются как вид деятельности, охватывающей все мероприятия (научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие, включая инвестиции в новые знания), которые фактически или по замыслу ведут к появлению технологически новых или усовершенствованных продуктов либо процессов (таблица 13). Таким образом, зарубежные экономисты - ученые и практики - используют единый подход к определению содержания инновации, понимая ее как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Таблица 9. Число созданных передовых производственных технологий по субъектам российской федерации
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Приволжский федеральный округ |
165 |
175 |
146 |
138 |
173 |
145 |
166 |
183 |
180 |
158 |
142 |
Республика Башкортостан |
5 |
6 |
5 |
8 |
13 |
6 |
4 |
4 |
8 |
6 |
4 |
Республика Марий Эл |
2 |
4 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
5 |
- |
- |
- |
Республика Мордовия |
1 |
17 |
8 |
6 |
5 |
11 |
15 |
10 |
5 |
3 |
8 |
Республика Татарстан |
1 |
5 |
3 |
3 |
3 |
6 |
3 |
5 |
8 |
12 |
17 |
Удмуртская Республика |
23 |
20 |
6 |
3 |
- |
3 |
2 |
1 |
1 |
5 |
3 |
Чувашская республика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
7 |
7 |
8 |
Пермский край |
13 |
5 |
5 |
5 |
8 |
8 |
14 |
10 |
13 |
16 |
15 |
Кировская область |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
1 |
- |
2 |
- |
- |
Нижегородская область |
32 |
42 |
49 |
55 |
64 |
55 |
71 |
79 |
73 |
63 |
37 |
Оренбургская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
6 |
1 |
5 |
Пензенская область |
6 |
6 |
7 |
4 |
6 |
9 |
9 |
10 |
12 |
8 |
4 |
Самарская область |
67 |
57 |
49 |
32 |
51 |
33 |
27 |
27 |
25 |
22 |
19 |
Саратовская область |
8 |
8 |
9 |
7 |
12 |
9 |
11 |
19 |
19 |
11 |
17 |
Ульяновская область |
7 |
5 |
4 |
15 |
11 |
2 |
6 |
6 |
1 |
4 |
5 |
Другие статьи
Несовершенная конкуренция
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и
покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы
влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном
рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся ...