Достоинства и недостатки государственного монополизма в РФ

Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, - развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.

ОАО "РЖД" на долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого работника на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

Как и другие естественные монополии, ОАО "РЖД" так же постигла участь реструктуризации. В соответствии с программой реструктуризации будет создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО "РЖД" (2008-2009 годы) .

Предположительно реструктуризация должна завершиться в 2010 году. Министерство транспорта РФ, Минэкономразвития и ряд других ведомств, ответственных за реформу, готовят соответствующие поправки в ряд законов, в частности, в закон "О железнодорожном транспорте в РФ".

До 2010 года правительство должно было определиться с целесообразностью и последствиями создания дочерних грузовых предприятий РЖД.

Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пользуется только компания ОАО "РЖД". Она полностью принадлежит государству.

Образование РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества датируется ноябрем 1992 года, когда были объединены мощности свыше 700 энергетических объектов (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и т.д.) в целях надежного функционирования Единой энергетической системы.

Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей были выведены из состава территориальных АО энерго и поступили в федеральное владение РАО "ЕЭС России".

В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них, РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи

Определение конкурентоспособности предприятия
В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве прои ...