Анализ использования материальных ресурсов предприятия

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной (или проданной) продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует объем продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.

Материалоемкость (отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной (проданной) продукции) показывает, сколько материальных затрат приходится на производство единицы продукции, и является обратным показателем эффективности. Такси в Мончегорск из Мурманска по материалам сайта.

Относительная экономия (перерасход) материальных ресурсов в отчетном периоде по сравнению с базисным рассчитывается как разность материальных затрат отчетного периода и материальных затрат базисного периода, скорректированных на индекс изменения объемов продукции, и характеризует, насколько меньше или больше (в денежном выражении) потребовалось в отчетном периоде затратить материальных ресурсов, чтобы произвести такой же объем продукции, как и в базисном периоде.

Таблица 17 Анализ использования материальных ресурсов

№ п/п

Наименование показателя

Порядок расчета

Значения

Изменение

прошлый год

отчетный год

1.

Материальные затраты в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Форма № 5

17291

** 34915

+17624

2.

Объем продаж продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Х

46298

87253

Х

3.

Материалоотдача, руб./руб.

Выручка/МЗ

2,68

2,5

-0,18

4.

Материалоемкость продукции, руб./руб.

МЗ/Выр

0,37

0,4

+0,03

5.

Относительная экономия (перерасход) материальных ресурсов, тыс. руб.

МЗотч-МЗпр*Iv

Х

+2408

Х

** - величину материальных затрат из формы № 5 за отчетный год разделить на индекс цен на сырье (материалы). Индекс цен на сырье и материалы в отчетном году равен 0,588. Эффективность использования материальных ресурсов в отчетном году снизилась по сравнению с прошлым годом, поскольку увеличилась материалоёмкость продукции. Следствием этого стал относительный перерасход материальных ресурсов в отчетном году по сравнению с прошлым в размере 2408 тыс. руб.

. Оценка производственного потенциала предприятия и его изменения Активы предприятия - это совокупность имущества предприятия и различных прав (на объекты интеллектуальной собственности, на получение денежных средств от дебиторов, на получение дивидендов и участие в управлении в связи с владением акциями), которые используются или могут быть использованы предприятием в его деятельности. Активы обладают признаками, свойственными тому, что называется потенциалом. Все активы предприятия можно разделить на так называемые профильные, то есть связанные с его основной деятельностью, и непрофильные. Профильные активы производственного предприятия - это активы в сфере производства, то есть то, что участвует или может участвовать в производственном процессе или обеспечивать его. Такие активы называются производственным потенциалом предприятия. От наличия и состояния производственного потенциала во многом зависят результаты производства, поэтому оценка производственного потенциала является одной из задач комплексного производственного анализа. Производственный потенциал включает средства и предметы труда, а также продукцию на различных стадиях ее производства. Соответственно, необходимо относить к производственному потенциалу основные средства производственного назначения, производственные запасы (сырье, материалы и другие аналогичные ценности) и незавершенное производство. Незавершенное строительство производственного назначения, то есть то, что станет объектами основных средств в будущем, также, по определению, является частью производственного потенциала. Величину производственного потенциала в стоимостном выражении точно можно оценить по данным регистров бухгалтерского учета. Если в распоряжении аналитика есть только данные бухгалтерской отчетности, то точная оценка невозможна, поскольку в отчетности не разделены производственные и непроизводственные активы. Тем не менее, для приближенных оценок (для определения порядка величины производственного потенциала) можно по бухгалтерскому балансу рассчитать заведомо завышенную величину производственного потенциала как сумму статей:

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Особенности развития потребительской кооперации в конце ХХ-начале ХХI века
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Кооперация дословно означает "совместная деятельность". В широком с ...