Сущность и особенности организационно-правовых форм предприятий (ОАО, ООО, ОДО, ЗАО)
Солидарная ответственность участников общества не имеет той специфики, которая присуща полным товарищам в хозяйственных товариществах (п. 2 ст. 75 ГК), а из-за сущностных различий между хозяйственными товариществами и обществами аналогия закона в этом вопросе исключена. Кроме того, о солидарной ответственности участников общества нельзя говорить в принципе при отсутствии множественности лиц на обязанной стороне, т.е. если общество является одночленным (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК).
3. Ответственность участников устанавливается в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Кратность выражается коэффициентом, который может быть представлен целым (2; 3; 5 и т.д.) или дробью (2,5; 3,3; 5,6 и т.д.). Кратность размера ответственности должна быть одинаковой для всех участников. Закон запрещает, чтобы один участник нес ответственность в трех-, а другой - в пятикратном размере стоимости вклада. Отсюда следует, что если участники внесли вклады одинаковой стоимости (например, два участника по 1 млн. руб.) и несут ответственность в трехкратном размере стоимости вклада, их ответственность будет одинаковой: 3 млн руб. (1 млн руб. х 3). Если же участники внесли вклады разной стоимости (например, один - 1 млн. руб., а другой - 2 млн. руб.) и несут ответственность в трехкратном размере стоимости вклада, то первый будет отвечать на 3 млн. руб. (1 млн. руб. х 3), а второй - на 6 млн. руб. (2 млн. руб. х 3).
Понятно, что участники несут ответственность только частью своего имущества. Пределы такой - неполной - ответственности не устанавливаются нормативно, а потому индивидуальны для каждого общества и определяются его учредительными документами. При установлении ответственности участника ее пределы в каждом конкретном случае могут максимально ограничиваться и расширяться (в результате чего общество с дополнительной ответственностью может приближаться к обществу с ограниченной ответственностью или к полному товариществу). Поскольку ответственность участников должна быть во всяком случае, коэффициент кратности не может быть равен нулю, ничтожно будет и соглашение об исключении ответственности (ср. п. 3 ст. 75 ГК): все это подрывает саму конструкцию общества с дополнительной ответственностью, лишает его основополагающего конструктивного признака - дополнительной ответственности участников. В то же время участники не могут и не должны нести полную ответственность, иначе общество будет создавать необоснованную конкуренцию полному товариществу. Неясно, впрочем, как быть, если согласно заданному коэффициенту кратности ответственность участника намного превышает все мыслимое и немыслимое его личное имущество. Закон ничего не говорит на этот счет (не вводит каких либо ограничений на коэффициент), т.е. отдает это вопрос на откуп учредительным документам.
4. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (или в ином порядке, предусмотренном учредительными документами) (п. 1 ст. 95 ГК). Так, если в обществе было три участника, вклады которых составляли 50%, 25% и 25%, то при банкротстве первого участника его ответственность в размере 1 млн. руб. распределится между двумя другими участниками, учитывая равенство их долей, поровну (т.е. по 500 тыс. руб. на каждого). Если вклады трех участников составляли, к примеру, 60%, 30% и 10%, то при банкротстве первого участника его ответственность в размере 1 млн. руб. распределится между двумя другими участниками по принципу 3/1, т.е. за участника-банкрота второй участник должен будет нести ответственность в пределах 750 тыс. руб. (30% х 1 млн. руб. / 40%), а третий - в пределах 250 тыс. руб. (10% х 1 млн. руб. / 40%).
Понятно, что если в обществе только два участника, ответственность участника-банкрота переходит на другого участника в полном объеме, а если общество является одночленным (состоит из единственного участника-банкрота), сказанное о переходе ответственности на других участников исключается в принципе за их отсутствием.
Другие статьи
Планирование коммерческой деятельности автотранспортного предприятия
Главной задачей автомобильного транспорта является полное и своевременное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. В
транспортной сети грузовой автомобильный транспорт играет важную роль. В
условиях рынка особое внимание обращается на необход ...