Издержки производства: сущность и общая характеристика

Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства.

Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, электроэнергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Издержки производства изучались многими великими экономистами, в том числе и К. Марксом. Однако цель исследования автора «Капитала» была особая. Она связывалась с его стремлением всесторонне рассмотреть особенности эксплуатации наемного труда, отраженного в этой категории капиталистического хозяйства. Маркс с помощью исследования издержек выходит затем на другую проблему - анализ образования средней нормы прибыли на равновеликий капитал.

Современные же исследователи издержек производства рассматривают их под углом зрения хозяйственника, предпринимателя. Решая теоретические задачи, обосновывающие оптимальную стратегию фирмы, достигается и другая цель, которую когда-то отметил К. Маркс, - обосновать принцип получения равного дохода на каждый доллар, потраченный на покупку любого фактора производства. Таким образом, современные исследователи рыночного хозяйства получили тот же результат - образование средней нормы прибыли. Здесь экономическая теория сблизилась с математикой, где часты случаи решения одной и той же задачи разными способами.

Поскольку стоимость у Маркса отражает все затраты овеществленного и живого труда общества на производство товара, он эти затраты назвал издержками общества. Издержки предприятия меньше издержек общества на величину прибыли. Маркс отличал авансированные затраты капитала от текущих издержек производства. Авансирование капитала предполагает кроме закупок сырья, топлива, оплаты труда работников и большие единовременные затраты: строительство производственного здания, покупку станков, вложение денег в коммуникации. Эти деньги вкладываются сразу. Допустим, не вся стоимость производственного здания, а лишь та небольшая часть его амортизации, которая вошла в цену проданного товара.

Таким образом, издержки производства - это затраты на производство данной готовой продукции, в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса.

Издержки обращения, по Марксу, - это затраты, связанные с процессом реализации товаров. Они делятся на чистые и дополнительные. К чистым издержкам обращения относятся затраты, связанные с куплей-продажей в чистом виде, а именно заработная плата работников оптовой и розничной торговли, содержание торговых помещений, затраты на консультации, рекламу, изучение потребительского спроса и т.д. Эти издержки, по мысли Маркса, не увеличивают стоимость товара, а возмещаются после продажи товара из прибыли, созданной в процессе производства. К дополнительным издержкам обращения относятся затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения является по существу затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Входя в стоимость товара, они увеличивают ее и возмещаются после продажи товара из полученной суммы выручки. Дополнительными они являются потому, что дополняют чистые издержки (без них нельзя осуществить куплю-продажу товара), и потому, что они увеличивают стоимость товара. Современная экономическая теория не восприняла идею К. Маркса о подобном делении издержек производства. Современные теоретики исходят из того, что предприниматель от всех без исключения своих издержек, затрат денег на производство, ждет дохода, который был бы достаточен для устойчивого положения на рынке.

Другие статьи

Планирование технико-экономических показателей работы цеха
продукция выпуск планирование себестоимость В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятель ...